«Монферран, вы себя обессмертили!»

Нужна ли бойкая торговля под Александрийским столпом?

Летом 1832 года на Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна. Тремя годами раньше император Николай I объявил конкурс эскизов на лучший памятник в честь своего «незабвенного брата, благословенного победителя Наполеона» Александра I. Лучшим был признан проект Огюста Монферрана, который предложил соорудить в центре тогдашней российской столицы грандиозный гранитный обелиск.

Масштаб будущего монумента определялся масштабом площади: важно было не потерять его на фоне окружающей великолепной панорамы. Так Александровская колонна стала самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного розового гранита. Общая высота памятника составляет 47,5 метра, высота самой колонны без гранитного основания 25,6 метра. Вес — более 600 тонн.

Перевозка заготовки из каменоломен Финляндии в Петербург сама по себе была нелегкой задачей. Для транспортировки по воде был построен специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью в тысячу тонн, который буксировали в Петербург два парохода. На борт судна монолит переносили две роты солдат. При загрузке случился момент, когда гранитный колосс чуть не потопили.

Но самое сложное, конечно, было установить колонну. Это и сегодня было бы непросто. А тогда пригодились инженерные разработки Августина Бетанкура, использованные при строительстве Исаакиевского собора. Была сконструирована специальная подъемная система из строительных лесов, кабестанов — механизмов для передвижения грузов и системы блоков. Фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована размером 30 на 30 метров вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки.

Между прочим, при закладке фундамента были обнаружены уже вбитые сваи в центре площади: оказалось, за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I. Котлован заполнили водой и срезали сваи вровень с зеркалом воды, чтобы получилось идеально ровное основание. Фундамент памятника был сооружен из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. В его центр заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой «1830 год», а также закладную доску.

Чтобы установить на постамент колонну, у подножия пришлось выстроить еще один временный постамент из кирпича. Вокруг него соорудили огромную систему строительных лесов. Водружение колонны на пьедестал состоялось 30 августа 1832 года в день тезоименитства Александра I. По огромной наклонной платформе 2,5 тысячи солдат и рабочих вкатили колонну наверх, обвязали толстыми тросами и стали поднимать с помощью 60 лебедок. Колонну поставили вертикально, подвели к основанию, а затем по команде опустили на постамент. Вся операция заняла 1 час и 45 минут.

«Монферран, вы себя обессмертили!» — заявил Николай I, когда колонна была установлена. Народ на площади ликовал. С тех пор Александровская колонна с бронзовым ангелом наверху держится на гранитном основании лишь под действием собственной силы тяжести, у нее нет никаких дополнительных опор. Что приводило в замешательство питерских обывателей. Монферрану даже приходилось прогуливаться возле колонны, чтобы собственным примером доказать, что это безопасно и колонна не упадет.

Памятник шлифовали, полировали и декорировали в течение двух лет. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия», рядом символы рек Вислы и Немана. На бронзовых барельефах, отлитых по эскизам Монферрана, изображены аллегории Победы, Мира, Правосудия, Милосердия, Мудрости и Изобилия.

Открытие памятника ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. Церемония сопровождалась торжественным богослужением, в котором приняли участие коленопреклоненные войска и сам император. Это богослужение под открытым небом, конечно, было в параллель с историческим молебном в день православной и католической Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года после победоносного вступления союзных войск в Париж.

Фигуру ангела на колонне, держащего крест, с лицом императора Александра I выполнил скульптор Борис Орловский. Как уточняет известный пушкинист Элеонора Лебедева, император Николай Павлович лично 14 раз заставлял Орловского переделывать фигуру, пока не был достигнут нужный художественный эффект. На Александровской колонне увековечена работа французской художницы Элизабет Виже-Лебрен. Картины знаменитой портретистки можно видеть в лучших музеях мира включая Эрмитаж. Одну из картин «Гений Александра I» Виже-Лебрен подарила русскому царю в Париже в 1814 году, когда, к изумлению парижан, на месте казни Людовика XVI, Марии-Антуанетты и многих тысяч французов была совершена православная литургия. Русский царь очищал Париж от пролитой в нем крови сограждан!

В образе написанного художницей античного гения соединились юные черты Александра и его супруги Елизаветы, духовной красотой которых «русская парижанка» была очарована много лет назад в России. «Она сожалела, что не успела тогда написать их в исторических костюмах, — рассказывает Элеонора Лебедева. — Сегодня каждый, кто рассматривает Александровскую колонну на Дворцовой площади, может убедиться: Николай Павлович, лично опекавший создание памятника Александру I, очень хорошо знал работу Виже-Лебрен и учел ее, так что знаменитая французская художница, сама того не ведая, внесла свой вклад в создание памятника императору, которого глубоко почитала всю жизнь».