МОЛВА - СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

НЕРАСТОРОПНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕОСНАЩЕННОСТЬ. Это факт, подводит итог Би-би-си: норвежские

НЕРАСТОРОПНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕОСНАЩЕННОСТЬ. Это факт, подводит итог Би-би-си: норвежские водолазы смогли за час сделать то, с чем российские спасатели не справились за неделю. На Северном флоте, как оказалось, за последние десять лет исчезли как таковые специалисты - глубоководные водолазы.
Английская "Индепендент" сравнивает в этой связи заявления, которые делали вице-премьер России Илья Клебанов и представитель норвежских вооруженных сил Эспен Льен, и отмечает расхождения в излагавшихся ими версиях того, как развивались события. Отсюда и предположение, что российские власти, военные вводили граждан в заблуждение, пытаясь таким образом скрыть собственную нерешительность. Когда на самом высоком уровне было преодолено понятное нежелание приглашать "варягов" для участия в спасательных операциях, шансы на выживание экипажа "Курска" уже были ничтожно малы.
СКРЫТНОСТЬ И СЕКРЕТНОСТЬ. Словацкая "Нови час" усмотрела схожие черты в первоначальной реакции властей - сейчас, когда их граждане оказались заложниками пучины, и 14 лет назад, когда разразился Чернобыль: "Можно сказать, что это - типично российский способ решения проблемы. Замалчивать ситуацию как можно дольше и тянуть время любой ценой, даже ценой человеческих жизней".
Аналогичный вердикт выносит германская "Вельт", утверждая, что моряки стали жертвой "выработанных веками рефлексов, глубоко укоренившихся в сознании российских военных". Человеческая жизнь, жестко резюмирует газета, судьба экипажа стоит для них на третьем месте после заботы о подлодке ценой несколько миллиардов долларов и о национальном престиже.
АМБИЦИИ АДМИРАЛОВ. Мысль о том, что России впору "по одежке протягивать ножки", присутствует в статье "Нью-Йорк таймс" Уильяма Одома, генерала армии в отставке, который возглавлял с 1985 по 1998 год самую мощную американскую спецслужбу - Агентство по национальной безопасности. Дело не только в том, что большинство кораблей ВМФ находится в плачевном состоянии, но и в том, что многие матросы и младшие офицеры редко выходят в море, "а может, и вообще никогда его не видят". Почему тогда адмиралы рискуют проводить крупные комплексные морские учения в Баренцевом море? Ответ, по мнению Одома, следует искать в соперничестве флота и стратегических ядерных средств наземного базирования за доступ к скудному военному бюджету России.
ПРЕТЕНЗИИ ЛИДЕРУ. Консервативная британская "Дейли телеграф", и в этом она не одинока, видит ошибку Владимира Путина в том, что он слишком запоздало прервал свой отпуск в Сочи и выступил с сочувственными словами - они прозвучали вдогонку событиям и, хотя были искренними, выглядели оправданием. И это не могло "не повредить его репутации человека, способного восстановить статус России как сверхдержавы".
Римская "Репубблика" винит президента в том, что он "вовремя не откликнулся на чувства простых людей и промедлил с принятием иностранной помощи". Впрочем, газета полагает, что у Владимира Путина есть достаточно задатков сильного управленца, но хотя еще недостает "политического чутья и воли государственного деятеля". Английская "Гардиан" наставляет: "В политике не стоит слишком много внимания придавать красивым жестам, однако бывают моменты, когда настоящий лидер не может обмануть ожиданий нации".
ГЕОПОЛИТИКА В ЗНАМЕНАТЕЛЕ. Историческая память о совсем недавнем прошлом не могла не проявиться в комментариях, где авария боевой субмарины рассматривается исключительно в геополитической системе координат. Одни оценивали это с точки зрения ущерба, нанесенного репутации "российской военно-технической мысли", как это делала германская "Франкфуртер рундшау", констатируя, что "трагедия нанесет России и финансовый удар, так как она потеряет свое положение ведущего экспортера подводных лодок на мировом рынке". Прогнозируя крах намерений кремлевского руководства "бросить вызов военному превосходству США", газета вместе с тем выходит на иной уровень обобщений и в качестве первопричины кризиса в Баренцевом море называет не свернутую еще "гонку вооружений, которая всегда чревата авариями, а те легко могут превратиться в настоящие катастрофы".
Многие обозреватели вспомнили в эти дни о том, что и сегодня, хотя "холодная война" формально закончилась, подводные лодки стран НАТО и России продолжают следить и гоняться друг за другом, играя "в кошки-мышки". Итальянская "Стампа" в передовице увязывает бедствие в Баренцевом море именно с такими "потешными забавами" и считает, что это "все больше и больше похоже на нелепое продолжение вышедшей из моды игры, в которой, однако, люди умирают не понарошку".
УРОКИ НА ЗАВТРА. Какие уроки должна извлечь Россия из случившегося ЧП? Западники увязывают их прежде всего с характером военной реформы. Унаследованный Россией военный комплекс "не соответствует новым угрозам безопасности Москвы", даже при наиболее благоприятном развитии событий, при котором экономический рост в России будет продолжаться, она "будет вынуждена произвести крупные изменения в структуре своих вооруженных сил, принимая во внимание серьезные финансовые ограничения". Такие изменения были бы логичным завершением процесса демилитаризации, начатого в конце 80-х годов Михаилом Горбачевым, доказывает на страницах "Вашингтон пост" Эндрю Качинс, эксперт из Фонда Карнеги.
ЧТО ДАЛЬШЕ? Есть два пути. Либо оставить подводный ракетоносец лежать на дне в качестве памятника 118 подводникам, или же попытаться поднять его на поверхность, пишет "Индепендент". Первый вариант менее оправдан - и с нравственной точки зрения, помня о родственниках погибших моряков, и исходя из опасений радиоактивного загрязнения. Если не успели залить ядерный реактор, то уже через несколько дней охлаждающая жидкость перегреется, станет испаряться, системы защиты реактора не справятся с нагрузкой, и начнется утечка радиации.
Предпочтителен второй вариант - надо бы поднять лодку на поверхность, хотя это не так просто, как кажется. В 1975 году, сообщает газета, американцы пытались поднять советскую подводную лодку, затонувшую в Тихом океане. На полпути к поверхности субмарина сломалась пополам и ушла на дно. Если это произойдет с "Курском", экологическая катастрофа на северных морях будет неизбежна.
Опять выбор у России - не из легких.