ЖЕНЩИНА И НЕБО

16 августа 1945 года на репетиции первого после великой Победы воздушного парада погиб выдающийся летчик-испытатель Виктор Расторгуев. Ровно через 30 лет его дочь, Галина Расторгуева, единственная в стране женщина - летчик-испытатель первого класса на вертолетах, вместе со штурманом Людмилой Полянской установила на Ми-24 восемь мировых рекордов. Еще через 17 лет подруги впервые в истории мировой авиации на модифицированном варианте этого вертолета пролетели 25 тысяч километров по маршруту Москва - Майами.

"У меня с авиацией свои счеты, - говорит Галина Расторгуева. - Рекорды на Ми-24 были моей попыткой отметить память отца и 30-летие Великой Победы". В истории мировой авиации едва ли найдется другая подобная попытка, увенчавшаяся столь внушительными достижениями.
Первые рекорды были установлены на Ми-24 первой серии, не имевшем двойного управления. Любопытно, что сам вертолет был засекречен и проходил как некое изделие А-10. Еще продолжались испытания фюзеляжа вертолета и работы двигателей ТВ3-117 на новых режимах. Еще многое в этой машине, ставшей впоследствии гордостью России, оставалось непознанным, и конструкторская мысль требовала подтверждения реальными полетами. Даже шеф-пилот фирмы Миля доказывал: женщинам невозможно достичь таких скоростей.
Разработка вертолета началась еще при жизни основателя фирмы Михаила Миля. После его кончины руководителем и генеральным конструктором стал Марат Тищенко. Марат Николаевич не просто верил в свое детище - сверяя данные предварительных полетов, он разрешил Галине Расторгуевой выжимать из машины все что можно.
Надеялось на Ми-24 и руководство Военно-Воздушных сил страны. Немыслимое дело: полетные листы Расторгуевой и Полянской подписывал главком ВВС, главный маршал авиации, заслуженный военный летчик, Герой Советского Союза Павел Кутахов.
И четверть века спустя после выдающихся рекордов на Ми-24 по-прежнему используются модернизированные двигатели семейства ТВ3-117, а сам Ми-24 признан авиационными экспертами самым скоростным и самым воюющим вертолетом мира.
Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила в качестве официальных все 8 рекордов, установленных женским экипажем. Имена Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской с показателями рекордов занесены в Новую военную энциклопедию. Рекорды женского экипажа свидетельствуют о простоте и надежности отечественной техники и способствуют экспорту боевых вертолетов в различные страны мира.
17 лет спустя после этой рекордной эпопеи славные россиянки вновь потрясли мир. Впервые в истории авиации женский экипаж выполнил на Ми-24 сверхдальний перелет протяженностью 25 тысяч км по маршруту Москва - Анадырь - Аляска - Канада - Майами. Фактически были проведены эксплуатационные испытания в крайне сложных климатических, рельефных и метеорологических условиях: постоянных снегопадов и обледенения, в горах и над океаном, на Крайнем Севере и в жару, при высокой влажности и ливнях в тропиках.
Полет завершился успешно и строго по графику. Перелет Москва - Майами продолжил славные традиции экипажей Чкалова, Гризодубовой и Громова, вызвал восторженные отклики зарубежной прессы.
В свое время Михаил Леонтьевич Миль записал в дневнике, что давняя мечта человечества, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете. Ныне здравствующие россиянки Галина Расторгуева и Людмила Полянская сделали эту сказку былью. Но быль эта прекрасна и удивительна, как сказка.