ЗЕЛЕНОГРАД - ПОЛИГОН КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

Как решили московские власти, реформа столичного ЖКХ будет сначала обкатана в одном округе - Зеленограде. О том, почему для эксперимента выбран именно он, на днях еще раз сказал первый вице-премьер столичного правительства Борис Никольский. Во-первых, там - больше бедных и меньше богатых, чем в других округах Москвы. Во-вторых, Зеленоград лучше подготовлен технически для автоматизированной системы начисления субсидий малоимущим гражданам.

По словам зеленоградского префекта Анатолия Смирнова, доходы до 2 тысяч рублей на человека в месяц имеют в его округе 40 процентов семей (в целом по Москве этот показатель составляет 28 с половиной процентов), а свыше 5 тысяч - лишь 18 процентов, в два с лишним раза меньше, чем в других округах. На субсидии имеют право 13 тысяч зеленоградских семей, но в префектуре ожидают, что "реально за доплатами обратятся около 50 тысяч"
Как известно, самостоятельно и по полной программе жилищно-коммунальные услуги должны будут оплачивать те, у кого на каждого члена семьи ежемесячно приходится свыше 6 тысяч рублей. Всем прочим положены субсидии. Семьям, в которых имеется 1 тысяча рублей на человека в месяц, будут давать доплаты, если их расходы на коммунальные услуги составят 7 процентов от доходов, 2 тысячи рублей - 8 процентов, 3 тысячи - 8 с половиной, 4 тысячи - 9 процентов и до 6 тысяч рублей - 10.
По оценкам управления городского заказа, тариф на обслуживание одного квадратного метра жилья в Зеленограде составит около 22 рублей. Исходя из этого, примерная стоимость жилищно-коммунальных услуг для 1-комнатной квартиры будет в пределах 800-1000 рублей в месяц, 2-комнатной - 1000-1500, 3-комнатной - до 2000 рублей. Именно на столько с 1 октября и станут ежемесячно раскошеливаться богатенькие зеленоградцы. Небогатые и бедные обязаны будут нести в отдел жилищных субсидий справку о заработке с места работы, а пенсионеры - пенсионное удостоверение. Кстати, на субсидии из городского бюджета будет выделено почти 15 миллионов рублей.
Конечно, эксперимент по переходу на 100-процентную оплату гражданами коммунальных услуг по целому ряду причин может и не удаться. Например, богатых граждан на поверку окажется меньше, чем предполагается. Едва ли все богатые принесут в отделы жилищных субсидий справки о реальных заработках. Вспомним, как некоторые депутаты высшего законодательного собрания умудрялись предъявлять чересчур скромные декларации о доходах, хотя на поверку указанные ими цифры были явно занижены. Ничто не мешает делать то же самое обычным гражданам. Тем более что большинство из них трудятся за пределами своего округа. И постоянно проверять доходы всех и каждого будет проблематично. В итоге субсидий, выделяемых из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг, может не хватить. Не исключено, что придется поднять планку дохода семьи, с которой начинается субсидирование.
Прав столичный прокурор Михаил Авдюков, заявляющий, что реформа ЖКХ потребует дополнительной правовой доработки. Ведь через месяц жители Зеленограда будут поставлены в неравные условия с другими москвичами. А если эксперимент окажется неудачным, то, вполне возможно, людям, у которых вырастут расходы на жилищно-коммунальные услуги, придется выплачивать компенсации.
Что касается простых рядовых зеленоградцев, они, понятное дело, пока не спешат с восторгами. Мол, цены вырастут, а услуги лучше не станут. Как сказал мне один зеленоградский электронщик, отец большого семейства, если бы было, за что платить по полной программе представителям нашего славного ЖКХ, он бы охотно приплачивал и дворнику, и сантехнику, и лифтеру. К сожалению, и конкуренции в сфере ЖКХ пока практически нет. Что ж, на одоление этих и других завалов и направлен эксперимент.