ТУРЕЦКИЙ ДЕСАНТ

Зерновыми в Новомосковском районе Тульской области засеяно 22 тысячи гектаров. Убрать успели половину. Что делать с остальным урожаем?

Новомосковские власти могли принять два решения. Первое - доверить завершение уборочной страды местным механизаторам, в распоряжении которых около сотни отечественных "Нив" и "Донов". Второе - впервые за всю историю местного земледелия допустить на поля турок.
Оказалось, наши раздолбанные "Нивы" и "Доны" смогут справиться с оставшейся работой где-то за месяц. Зато десяток голландских комбайнов, которые своим ходом добрались почти до самой Москвы от турецкой границы, уберут в Новомосковском районе все до последнего колоска за четыре дня. Производительность зарубежной техники на порядок выше, она не требует ежедневного изнуряющего ремонта. Механизаторы с берегов Босфора, оказывается, не знают, что такое областные фонды на ГСМ, а просто покупают солярку. Наконец, турки не отмечают день получки, победу над ГКЧП, не похмеляются по понедельникам.
В общем, ударили турецкие подрядчики с новомосковскими начальниками по рукам. До этого турецкие механизаторы на голландских комбайнах уже ударно потрудились в Ефремовском районе. А после Новомосковска их ждут еще в восьми районах Тульской области. Местные агроначальники уже интересуются у гостей: как там, за Араратом, поставлены посевные работы, какие передовые методы используются при вспашке зяби?
Отмечу, что на подступах к столице турки оказались не по собственной инициативе. В середине лета они ударно вкалывали у устья Дона и в предгорьях Кавказа. В те края выехал заместитель губернатора Тульской области по АПК Валерий Шемякин, который и заключил с турками договор. С каждого убранного в Тульской области гектара зарубежные механизаторы имеют 6,7 центнера зерна. Это изрядная часть урожая, но районные начальники к большим потерям такой расклад не относят. Дело в том, что похожая на передвигающееся дырявое решето "Нива", согласно официальным данным, оставляет на каждом гектаре около трех центнеров неубранных колосков. А с учетом склонности наших механизаторов и водителей отсыпать кое-что из бункеров и кузовов "налево", издержки использования иностранных специалистов фактически сравниваются с убылью, связанной с национальными особенностями уборки зерновых.