23 августа 2017г.
МОСКВА 
18...20°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.13   € 69.56
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЧЕМ ШКОЛЯР?

Петров Александр
Опубликовано 01:01 23 Августа 2002г.
В общем-то и сейчас получение образования - процесс не стихийный. Школе уделяют много внимания и федеральные органы, и местная власть, но их функции как бы размыты. Ответственность государства пока больше декларируется... Этой проблемой по инициативе губернатора Константина Титова в Самарской области занимаются с 1998 года в ходе эксперимента, в котором участвуют тринадцать сельских районов и городов. Они вошли в состав четырех образовательных округов, созданных за последние годы.

Во время недавней встречи губернатора с президентом России Владимиром Путиным было решено придать эксперименту государственный статус. Председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о проведении эксперимента по отработке новой модели управления системой образования уже в масштабах всей области. Срок эксперимента - три года.
Чем же интересен для страны опыт Самарской области? В первую очередь тем, что дети, проживающие на территории трех образовательных округов, получили равный доступ к новейшим формам обучения. Округ - это несколько муниципалитетов, где нет деления на "наших" и "ваших". В одних компьютерных классах обучаются дети районных чиновников и доярок из самых отдаленных деревень. Их привозят на занятия, а потом доставляют домой. Дороги в области хорошие, так что полчаса на проезд - не так уж много.
Теперь и школы стали заинтересованы в учениках. Чем больше ребят в классах, тем выше уровень финансирования. Деньги "привязали" к ученику, и каждый директор знает, сколько, условно говоря, стоит каждый школяр. Если ему или родителям не нравится уровень обучения и ребенка переведут в другую школу - следом за ним "уйдут" и деньги. Иначе говоря, образовательные округа действуют по рыночным принципам. Государство при этом защищает интересы ребенка, гарантируя оплату всех услуг по его обучению.
Эти гарантии закреплены в Конституции страны. Однако до реализации их во многих регионах еще далеко. Причем в основе всех проблем - финансирование. Беда в том, что не хватает денег. Но ведь и тратят их часто не по назначению. Учительскую зарплату могут пустить на ремонт котельной или водопровода. Мол, педагоги сознательные - подождут.
В Самарской области задержки случаются только в тех муниципальных образованиях, что не участвуют в эксперименте. К примеру, в городе Самаре. С остальными губернатор заключил договоры, и администрация стала соучредителем образовательных заведений. Было также предусмотрено разграничение полномочий. Муниципалы взяли на себя содержание школьных зданий. Областная власть - заработную плату и расходы на организацию учебного процесса. Теперь деньги из областного бюджета поступают напрямую в школы, которые получили статус юридических лиц. Ни на какие прочие "сверхважные" нужды, которых в районах всегда полно, их не израсходуешь.
В ходе эксперимента в образовательных округах закрыли школы, не соответствующие требованиям времени. Несмотря на создание новой структуры - окружного управления образования, количество чиновников сократилось. В трех округах, которые сейчас действуют в области, их стало меньше почти на шестьдесят человек. Годовая экономия заработной платы - в пределах полутора миллионов рублей. А общий объем сэкономленных средств - десятки миллионов.
Во время недавней встречи президента Владимира Путина с вице-премьером Валентиной Матвиенко было отмечено, что в некоторых регионах долги перед учителями не только не сокращаются, но даже растут. До сих пор не выданы отпускные в семнадцати субъектах Федерации. Самарская область - из числа благополучных. По итогам социально-экономического развития в прошлом году она вошла в тройку лучших регионов страны. Тем не менее (а вернее - тем более) здесь стараются с максимальной эффективностью использовать каждый рубль.
В единую систему образования объединены не только школы, но и детские сады, учебные заведения всех форм собственности, типов и видов. К примеру, Приволжский район вошел в состав Юго-Западного образовательного округа. Что изменилось?
- В первую очередь, повысился уровень знаний. Наши ребята очень хорошо сдали экзамены, - говорит глава района Александр Легостаев, - улучшилось оснащение школ. Я считаю, что эксперимент - хорошее дело и его надо развивать и поддерживать.
Однако осталось еще немало нерешенных вопросов. Ответы на них будут получены в течение следующих трех лет.
- В ходе государственного эксперимента мы должны окончательно отработать формы оптимального разделения функций федеральных и муниципальных органов, - говорит заместитель руководителя департамента науки и образования администрации области Виктория Прудникова. - Видимо, в основу ляжет схема финансирования муниципальных учебных заведений, которая уже действует в образовательных округах. Ничего другого в стране пока не предложено. Кроме того, в ходе государственного эксперимента предстоит добиться максимальной автономии школ и прозрачности финансовых потоков, направляемых сюда.
Сегодня в сельских районах Самарской области насчитывается от полутора до двенадцати тысяч детей школьного возраста. Есть муниципальные образования, где их наберется на одну полноценную школу. А какое количество детей можно считать оптимальным для наиболее эффективного управления всеми процессами образования? Это тоже предстоит выяснить в ходе эксперимента.
Нужно сориентировать всю систему профессиональной подготовки кадров на местный рынок товаров и услуг. Для этого, видимо, придется изучать особенности рынка, проводить социологические исследования, совершенствовать всю систему профессиональной подготовки. В общем, дел впереди много.
Первого сентября в селе Клявлино откроется образовательный центр европейского уровня с несколькими компьютерными классами, бассейном. А ведь это один из самых отдаленных районов области, сельская глубинка. Несколько лет назад, до начала эксперимента об этом можно было только мечтать.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?