10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЧЕМ ШКОЛЯР?

Петров Александр
Опубликовано 01:01 23 Августа 2002г.
В общем-то и сейчас получение образования - процесс не стихийный. Школе уделяют много внимания и федеральные органы, и местная власть, но их функции как бы размыты. Ответственность государства пока больше декларируется... Этой проблемой по инициативе губернатора Константина Титова в Самарской области занимаются с 1998 года в ходе эксперимента, в котором участвуют тринадцать сельских районов и городов. Они вошли в состав четырех образовательных округов, созданных за последние годы.

Во время недавней встречи губернатора с президентом России Владимиром Путиным было решено придать эксперименту государственный статус. Председатель правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о проведении эксперимента по отработке новой модели управления системой образования уже в масштабах всей области. Срок эксперимента - три года.
Чем же интересен для страны опыт Самарской области? В первую очередь тем, что дети, проживающие на территории трех образовательных округов, получили равный доступ к новейшим формам обучения. Округ - это несколько муниципалитетов, где нет деления на "наших" и "ваших". В одних компьютерных классах обучаются дети районных чиновников и доярок из самых отдаленных деревень. Их привозят на занятия, а потом доставляют домой. Дороги в области хорошие, так что полчаса на проезд - не так уж много.
Теперь и школы стали заинтересованы в учениках. Чем больше ребят в классах, тем выше уровень финансирования. Деньги "привязали" к ученику, и каждый директор знает, сколько, условно говоря, стоит каждый школяр. Если ему или родителям не нравится уровень обучения и ребенка переведут в другую школу - следом за ним "уйдут" и деньги. Иначе говоря, образовательные округа действуют по рыночным принципам. Государство при этом защищает интересы ребенка, гарантируя оплату всех услуг по его обучению.
Эти гарантии закреплены в Конституции страны. Однако до реализации их во многих регионах еще далеко. Причем в основе всех проблем - финансирование. Беда в том, что не хватает денег. Но ведь и тратят их часто не по назначению. Учительскую зарплату могут пустить на ремонт котельной или водопровода. Мол, педагоги сознательные - подождут.
В Самарской области задержки случаются только в тех муниципальных образованиях, что не участвуют в эксперименте. К примеру, в городе Самаре. С остальными губернатор заключил договоры, и администрация стала соучредителем образовательных заведений. Было также предусмотрено разграничение полномочий. Муниципалы взяли на себя содержание школьных зданий. Областная власть - заработную плату и расходы на организацию учебного процесса. Теперь деньги из областного бюджета поступают напрямую в школы, которые получили статус юридических лиц. Ни на какие прочие "сверхважные" нужды, которых в районах всегда полно, их не израсходуешь.
В ходе эксперимента в образовательных округах закрыли школы, не соответствующие требованиям времени. Несмотря на создание новой структуры - окружного управления образования, количество чиновников сократилось. В трех округах, которые сейчас действуют в области, их стало меньше почти на шестьдесят человек. Годовая экономия заработной платы - в пределах полутора миллионов рублей. А общий объем сэкономленных средств - десятки миллионов.
Во время недавней встречи президента Владимира Путина с вице-премьером Валентиной Матвиенко было отмечено, что в некоторых регионах долги перед учителями не только не сокращаются, но даже растут. До сих пор не выданы отпускные в семнадцати субъектах Федерации. Самарская область - из числа благополучных. По итогам социально-экономического развития в прошлом году она вошла в тройку лучших регионов страны. Тем не менее (а вернее - тем более) здесь стараются с максимальной эффективностью использовать каждый рубль.
В единую систему образования объединены не только школы, но и детские сады, учебные заведения всех форм собственности, типов и видов. К примеру, Приволжский район вошел в состав Юго-Западного образовательного округа. Что изменилось?
- В первую очередь, повысился уровень знаний. Наши ребята очень хорошо сдали экзамены, - говорит глава района Александр Легостаев, - улучшилось оснащение школ. Я считаю, что эксперимент - хорошее дело и его надо развивать и поддерживать.
Однако осталось еще немало нерешенных вопросов. Ответы на них будут получены в течение следующих трех лет.
- В ходе государственного эксперимента мы должны окончательно отработать формы оптимального разделения функций федеральных и муниципальных органов, - говорит заместитель руководителя департамента науки и образования администрации области Виктория Прудникова. - Видимо, в основу ляжет схема финансирования муниципальных учебных заведений, которая уже действует в образовательных округах. Ничего другого в стране пока не предложено. Кроме того, в ходе государственного эксперимента предстоит добиться максимальной автономии школ и прозрачности финансовых потоков, направляемых сюда.
Сегодня в сельских районах Самарской области насчитывается от полутора до двенадцати тысяч детей школьного возраста. Есть муниципальные образования, где их наберется на одну полноценную школу. А какое количество детей можно считать оптимальным для наиболее эффективного управления всеми процессами образования? Это тоже предстоит выяснить в ходе эксперимента.
Нужно сориентировать всю систему профессиональной подготовки кадров на местный рынок товаров и услуг. Для этого, видимо, придется изучать особенности рынка, проводить социологические исследования, совершенствовать всю систему профессиональной подготовки. В общем, дел впереди много.
Первого сентября в селе Клявлино откроется образовательный центр европейского уровня с несколькими компьютерными классами, бассейном. А ведь это один из самых отдаленных районов области, сельская глубинка. Несколько лет назад, до начала эксперимента об этом можно было только мечтать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников