НА ЗАПРАВКАХ ЛЮДИ ХОДЯТ ХМУРО

Лет 15 назад заправить автомобиль бензином было очень непросто как в Москве, так и на

Лет 15 назад заправить автомобиль бензином было очень непросто как в Москве, так и на периферии. К немногочисленным АЗС выстраивались километровые очереди, особенно в канун выходных. Теперь все по-другому. Заправок хороших понастроили вдоль всех дорог, приезжай в любое время суток, заливай в бак горючего сколько хочешь.
Но что-то не слышно на российских АЗС шуток-прибауток. Хмуро идут водители к кассе, пересчитывая купюры. Да ведь и вправду мало поводов для веселья - цены на бензин "кусаются". Сейчас в Москве 92-й стоит 16 рублей за литр, а 95-й - 17. Вставил пистолет в горловину бака - 500, а то и 800 рублей как не бывало. Те, кто побогаче, хоть и чертыхаются, но продолжают ездить на своих иномарках, а многие пенсионеры, инвалиды, просто наши сограждане с невысокими доходами уже поставили четырехколесного друга на прикол.
Люди не первый год задаются "наивным" вопросом: почему в богатой нефтью России такой дорогой бензин? Мы по этому показателю даже Штаты догнали. Но ведь доходы американцев с нашими не сравнить.
Наблюдаешь на телеэкране заседания правительства, прислушиваешься к речам членов правящего кабинета и не перестаешь удивляться: до чего же умеют они складно и просто объяснять мудреные вещи. Вот, к примеру, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко со снисходительной улыбкой, как больному или маленькому ребенку, пытается втолковать премьеру, что, дескать, рост цен на бензин в России - это же вполне естественно: взлетели в очередной раз мировые цены на нефть, тут же подорожали нефтепродукты на внутреннем рынке. Не идиоты же наши олигархи, чтобы при столь благоприятной международной конъюнктуре торговать "черным золотом" в России себе в убыток.
Вот и имеем то, что имеем. Объем добычи нефти у нас за первое полугодие вырос почти на три процента по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. В то же время, по данным Московской топливной ассоциации, за семь месяцев розничные цены на 92-й и 95-й бензин в России поднялись на 10 процентов, а оптовые - на 30. И эксперты прогнозируют осенью новый взлет цен на нефтепродукты. Причем, стоимость бензина будет по-прежнему жестко привязана к цене нефти на мировом рынке.
Как неоднократно заявлял глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, ряд нефтяных компаний, вступив в картельный сговор, систематически повышают цены на топливо. Руководитель департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго Анатолий Яновский признает, что тупиковая ситуация создалась во многом из-за нерешительной позиции государства в сфере налогообложения нефтяных компаний. По данным министерства, налоговая составляющая в цене автомобильного бензина распределяется так: около восьми процентов приходится на выплату налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чуть меньше десяти процентов - налог на прибыль, 15 - НДС и 17,5 процента - акцизные сборы. А что касается экспортной пошлины, на которую уповает правительство, она носит чисто фискальный характер и практически не в состоянии урегулировать цены на внутреннем рынке.
Справедливости ради замечу, что в том же Минпромэнерго есть люди, искренне озабоченные этой проблемой. По их инициативе предпринимаются кое-какие шаги, чтобы "отвязать" внутрироссийские цены на нефтепродукты от мировых. В частности, речь идет о том, чтобы внести изменения в Налоговый кодекс, найти более действенные экономические рычаги, умеряющие финансовый аппетит монополий. Подключилась к этой работе и ФАС, где подготовлен проект федерального закона "О защите конкуренции". Он в принципе одобрен кабинетом Михаила Фрадкова и уже внесен в Госдуму, где 8 июля принят в первом чтении. В сентябре в правительство должен быть представлен проект документа, который нацелен на снижение ставки НДПИ.
Однако эти меры если и помогут, то лишь через полтора года, ибо срок действия нынешних налоговых ставок истекает не ранее 31 декабря 2006 года.
А пока остается ждать нового витка роста цен на нефтепродукты, который нам сулят уже нынешней осенью.