ЗОЛОТОЙ ВЕК ЮРИЯ ГРИГОРОВИЧА

Пока Мариинский театр с успехом гастролирует за океаном, петербургские зрители атакуют... Мариинский театр. В здании знаменитой труппы с аншлагами идут гастроли Краснодарского театра балета. Свою известность этот коллектив обрел вскоре после того, как в 1996 году его возглавил Юрий Григорович. Сейчас в репертуаре театра больше десятка спектаклей. Шесть из них Юрий Николаевич представил на суд своих земляков-петербуржцев. Это "Корсар", "Спартак", "Раймонда", "Ромео и Джульетта", "Баядерка", "Щелкунчик".

- У меня в Краснодаре молодая труппа, - говорит балетмейстер. - Я еще только создаю там свой театр. Чтобы артисты хорошо танцевали, требуются время, кропотливая работа. Ни в коей мере не ставлю перед ними (и собой) задачу соревноваться с Большим или Мариинским театрами. Работаем в свое удовольствие. После того, как девять лет назад поставил в этом южном городе сюиту из балета "Золотой век", посвященную памяти великого композитора современности и моего друга Дмитрия Шостаковича, понял, что хочу и могу сделать для Краснодара что-то стоящее. Для начала пригласил несколько танцовщиков из Перми, Воронежа, Новосибирска. А сейчас у нас уже есть своя балетная школа.
Своим кордебалетом краснодарцы (и сам Юрий Николаевич) вполне могут гордиться. На спектакле "Спартак", например, именно он вызвал самые бурные аплодисменты. При том, что, безусловно, хороши были и солисты - Дмитрий Владимиров (Спартак) и Сергей Баранников (Красс). Сравнивать их с первыми исполнителями этих партий в спектакле Григоровича: Владимиром Васильевым и Марисом Лиепой, конечно, нельзя. Да, наверное, и не нужно. Вся прелесть состоит как раз в том, что, перенося "тот" балет на новую сцену, постановщик сумел сделать это творчески. Судя по этому спектаклю, Григорович ничуть не тоскует по оставленному им в свое время Большому театру, которому отдано 30 лет. Что он и подтвердил в разговоре с корреспондентом "Труда":
- За прошедшие 10 лет, что я отсутствую в Большом театре, был там на спектаклях, наверное, раз пять, не больше. Никаких "особых" чувств при этом не испытывал. Хоть и долго проработал в нем, и вынужденно покинул его в девяносто пятом, но покинул все-таки сам, по своей воле. Работа в Краснодаре увлекла меня. Словно заново родился как постановщик. К слову, меня за прошедшие годы несколько раз приглашали в Большой. Возобновил в нем свои спектакли: "Лебединое озеро", "Раймонда", "Легенда о любви". И вскоре опять предполагаю там поработать. Буду ставить к юбилейному году Шостаковича "Золотой век".
- Каким видится вам будущее главного театра страны? Что могли бы пожелать вашему преемнику на посту главного постановщика?
- Знаю, что сейчас в Большом ставят спектакли, которые прежде не были знакомы отечественному зрителю. Скажем, балеты Баланчина, Мясина. Наметился, на мой взгляд, некий перегиб в сторону современного балета. Классический же репертуар постепенно уходит из театра. Обидно. Давайте уберем из драматического театра пьесы Шекспира, Мольера, Островского. Правильно это будет? Нет. Так и в балете.
- В ваших спектаклях и в Москве, и в Краснодаре несколько раз выступала Анастасия Волочкова. Далеко не со всеми постановщиками сложились у нее отношения, что породило слухи о "неуживчивом характере" балерины...
- С моей точки зрения, Настя - очень интересный, талантливый человек. Когда я возобновлял в Большом театре "Лебединое озеро", то поставил условие, чтобы именно она танцевала главную партию. У меня никогда не было с ней проблем. Сейчас она ожидает ребенка, после рождения которого, надеюсь, вернется в балет. Для меня в исполнителе важен его талант. А что там говорят о его характере (чаще всего надуманное) - десятое дело.
- Почти сорок лет вы ставите спектакли на сценах не только нашей страны, но всего мира. Что является для вас стимулом к новой постановке?
- Каждый раз стимул разный. Иногда это музыка, которая волнует, иногда хорошая литература. Иногда, как в случае с "Корсаром", недавней премьерой Краснодарского балета, подвигает на постановку желание напомнить публике о прекрасном спектакле моей молодости. Участвуют в нем все наши молодые артисты. Плюс - Денис Матвиенко, обладатель Гран-при недавнего международного конкурса в Москве. С моей точки зрения, у этого парня из Киева уникальный талант, он может стать выдающимся танцовщиком. Все при нем - и техника, и актерские данные. Я, к слову, пригласил его в свой коллектив еще до того, как он получил Гран-при в Москве. Вообще, когда работаю над новым спектаклем, думаю только об одном - поставить так, чтобы было интересно. И мне самому, и его участникам, и зрителям. В тех спектаклях, которые я не сам придумываю, а реставрирую, обязательно стараюсь сохранить находки прежних хореографов. Вообще же главный стимул в работе для меня - сама работа. Не могу без нее.
Поговорить с Юрием Григоровичем более обстоятельно в нынешний его приезд в Петербург практически невозможно. Он здесь нарасхват. Утром - репетиции. Вечером - спектакли. Днем - встречи с друзьями и коллегами, в частности, из Академии русского балета им. Вагановой. Юрию Николаевичу давно предлагают вести здесь мастер-классы. И он сам очень этого хочет. Мешает занятость, насыщенная, как все последние десятилетия, постановками и гастролями жизнь. Вот и после гастролей в Петербурге он вместе со своей молодой труппой уезжает в Испанию. Покажет там своего "Дон Кихота". А оттуда - в Канны, на другой международный фестиваль, уже со "Спартаком"...