Участники обоих совещаний говорили об одном: нужно в корне изменить организацию музейного и архивного дела. Процесс финансирования хранилищ, учет находящихся в них ценностей должен стать более прозрачным, контролируемым. Звучали речи о том, что, платя музейщикам нищенские зарплаты, "мы сами вводим в искушение людей, которые хранят не что-нибудь, а исторические ценности". Но если порядка нет даже в Эрмитаже, то чего ждать от находящихся в куда более стесненных обстоятельствах провинциальных музеев? Корреспонденты "Труда" провели на этот счет экспресс-исследование.
СТУЛЬЕВ УЖЕ НЕ 12
Гордость старинного Козьмодемьянска - того самого, что выведен в романе Ильфа и Петрова "12 стульев" под названием Васюки, - картинная галерея, основанная марийским художником Александром Григорьевым. Начиная с 1920-х годов и на протяжении нескольких десятилетий, энтузиаст собирал работы Левитана, Клодта, Коровина, Клевера, Маковского, Грабаря... Всего около 200 полотен! Но в конце 1980 годов бесценная коллекция подверглась разорению. Некий делец, сговорясь с директором музея, вывез из запасников 33 полотна якобы на реставрацию в Ленинград. Преступников поймали, но вернуть пропажу не удалось. Музею был нанесен ущерб на десятки тысяч долларов.
Никакие сверки не спасут, если не все в порядке с совестью у тех, кто имеет доступ к сокровищам. Особенно если это случайные люди. Так произошло несколько лет назад в Национальном музее Татарстана: во время реконструкции строители украли ящик с раритетами, подготовленными к отправке на выставку предметов государственной символики России. Лишь по счастливой случайности украденное удалось вернуть.
Евгений УХОВ
КАЗАНЬ
"УТРО" ВЫДАЛОСЬ ХМУРЫМ
- Можно, конечно, язвить по поводу хищений в Эрмитаже, - говорит директор Таганрогского художественного музея Тамара Пугач. - Но я убеждена, что большинство эрмитажных сотрудников - честные люди, и для них случившееся - настоящая трагедия.
Тамара Федоровна, больше 30 лет посвятившая музейному делу, знает, о чем говорит: несколько лет назад в Таганрогском музее исчезла из запасников картина Генриха Семирадского "Утром на рынок". Пропажи хватились в 2004 году. От полотна страховой стоимостью 400 000 долларов, которое в последний раз видели в 1998 году, осталась одна рама. К счастью, картина вернулась в музей в марте нынешнего года. За это время полотну изрядно досталось: кто-то, стараясь сделать картину менее узнаваемой, переписал в ней ряд деталей, покрыл холст лаком. Так что экспертам пришлось серьезно поработать, чтобы доказать, что это "тот самый Семирадский", который пропал из Таганрога.
- После этого печального события нам выделили почти миллион рублей на обеспечение сохранности наших экспонатов. Сотрудники Эрмитажа, побывавшие в Таганроге, были удивлены, что в провинциальном музее в этом вопросе может царить такой порядок. Только вот, чтобы принять нынешние меры, должен был сначала грянуть гром,- грустно улыбается Тамара Пугач.
А вот в областном музее изобразительных искусств пропажи экспонатов пока не случалось. Директор хранилища Людмила Мальцева считает, что дело в тщательном подборе сотрудников. Но не только.
- Музей, как и положено, находится в состоянии непрерывной ревизии коллекций. Заканчивается одна, начинается другая. Вообще же одна из основных проблем российских музеев - недостаток выставочных площадей. Согласитесь, когда экспонат в экспозиции, его украсть почти невозможно.
Вячеслав КАБАРГИН
РОСТОВ-на-ДОНУ
А ПАРОВОЗ ЕЩЕ НЕ УГОНЯЛИ
Пожалуй, единственным музеем в Нижнем Новгороде, где не боятся краж, является музей под открытым небом "Паровозы России". На вопрос о случаях хищений его сотрудник ответил лаконично: "Не было. Не угоняли. Все стоят на своих местах". Еще бы - целый паровоз в металлолом не сдашь, а двери на всякий случай заварены электросваркой.
А вот как прокомментировал ситуацию руководитель Управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Мусин:
- В августе по всей России, в том числе и в Нижегородской области, будут повсеместно проверены условия хранения музейных экспонатов. Для этого создана межведомственная комиссия, в состав которой, помимо искусствоведов, вошли и сотрудники силовых органов.
Но расслабляться не стоит. Ведь и в волжском регионе, как по всей стране, музеи существуют на голодном бюджетном пайке, их сотрудники получают две с половиной - три тысячи рублей в месяц. А перед их глазами каждый день - ценности, измеряемые миллионами долларов...
Олег ВЕДЕНЕЕВ, Вячеслав КАЗАКОВ
НИЖНИЙ НОВГОРОД