"ЛЕНИН" - ПЕНСИОНЕР

Атомоход "Ленин", как и положено ветерану, величав и сдержан. О том, что это судно с белой надстройкой и есть первый ледокол, можно догадаться по марке: на ней по-прежнему изображены символы советской эпохи - серп и молот. С виду не скажешь, что "Ленину" пятьдесят. Первый в мире ледокол заложили 24 августа 1956 года на стапелях Адмиралтейского завода в Ленинграде.

Идея создать атомную установку для кораблей возникла у Игоря Курчатова в 1952 году. Он поделился ею с известным физиком Анатолием Александровым. Так и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. Можно сказать, что атомоход возводил весь Советский Союз, причем в рекордно короткие сроки. 3 декабря 1959 года на первенце Атомфлота - ледоколе "Ленин" подняли государственный флаг. Первым капитаном стал Павел Акимович Пономарев.
История атомохода удивительна. Он прошел первое успешное испытание на Балтике и потом на протяжении тридцати лет доказывал свои уникальные возможности по преодолению ледовых преград в суровых условиях Арктики.
Советские конструкторы и строители сумели создать корабль, не требовавший длительной научно-экспериментальной обкатки, готовый с первого рейса к нормальной эксплуатационной деятельности. А моряки Мурманского морского пароходства на практике подтвердили высочайшие возможности судна. Ледокол "Ленин" не один раз прошел от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря. За тридцать лет работы на его счету 654 400 миль, из них во льдах - 560 600. Он провел 3741 судно. Награжден орденом Ленина. Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А известный капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без "Ленина". Капитан Соколов и умер по дороге на ледокол. Именно ему принадлежала идея сохранить судно, сделать на ледоколе музей истории освоения Арктики.
- Это единственный атомоход, у которого осталась прежняя марка и все символы, - с гордостью говорит при встрече корреспонденту "Труда" нынешний капитан "Ленина" Сергей Алексеевич Смирнов.
Мы поднимаемся по трапу, устланному красной дорожкой, в каюту капитана. Она отделана красным деревом. Старые телефоны, вымпелы, на полках - собрание томов Советской энциклопедии, в музее - фотографии и подарки гостей. Много картин. В кают-компании потертые уже мягкие диваны и кресла, на которых сидели Фидель Кастро, Юрий Гагарин, король Норвегии Харальд V и другие не менее известные люди, побывавшие в свое время на атомоходе. В музыкальном салоне на рояле играла Александра Пахмутова.
- Здесь все дышит историей, - говорит капитан Смирнов, - и ее просто необходимо сохранить.
Разные идеи возникали по поводу первого в мире атомохода. Но в конце концов решили "Ленин" сохранить как музей истории. И поставить его на вечную стоянку в районе морского вокзала. Именно 13 мая 2003 года на совместном заседании попечительского совета и учредителей некоммерческой организации "Фонд поддержки атомохода "Ленин" и было принято решение о строительстве набережной. Она пока небольшая, еще полностью до ума не доведена, но уже имеет свое лицо.
Мы гуляем по ней вместе с Анатолием Александро'вичем, президентом Фонда поддержки ледокола. Рассматриваем ажурную решетку с якорями, место для вечной стоянки ледокола. Анатолий Васильевич показывает понтоны, рассказывает о том, как производились дноуглубительные и берегоукрепительные работы. Реконструкцией причального фронта занималось предприятие "Мурманскмостострой", которое год тому назад ввело в эксплуатацию уникальный мост над Кольским заливом.
- "Росморпорт" выделил своему мурманскому филиалу, выступившему заказчиком строительства, ровно столько финансовых средств, чтоб хватило на реконструкцию и благоустройство территории, непосредственно прилегающей к месту стоянки ледокола, - говорит Анатолий Александро'вич. - Но нам бы хотелось продолжить набережную до главного пассажирского пирса. По этому поводу ведутся переговоры с Министерством транспорта России, туда направлены официальные обращения.
Проведены большие ремонтно-восстановительные работы непосредственно на атомоходе "Ленин". Как прокомментировал заместитель директора департамента по технической эксплуатации атомного флота Мурманского морского пароходства Мустафа Кашка, корпус судна позволяет ему находиться на плаву не менее 40-50 лет. Он же заверил, что уровень излучения корпуса атомохода такой же, как и на обычных судах, и соответствует природному радиационному фону.
- Другой судьбы у "Ленина" быть не должно, - уверен Александро'вич. - Только музей истории развития отечественного атомного флота, освоения Арктики и Северного морского пути. Это масштабный проект. "Ленин" - первый в мире атомный ледокол, построенный в рекордно короткие сроки. И его надо сохранить для потомков.
- А правда, что на ледоколе кто-то хотел открыть увеселительные заведения?
- На "Ленине" планируется создать экспозицию, освещающую развитие арктических регионов страны и ледокольно-транспортного флота, конференц-зал, бизнес-центр, аналитический центр радиационной безопасности.
- И все же, Анатолий Васильевич, когда "Ленин" встанет на вечную стоянку у морского вокзала?
- Все будет зависеть от денег. Их пока нет. Все работы, связанные с сохранением и переоборудованием ледокола, в основном осуществляются за счет финансовых средств учредителей фонда, благотворительных пожертвований и безвозмездного выполнения работ отдельными предприятиями Мурманской области. Но ведь ледоколы - общероссийское достояние, государственная собственность, и, наверное, было бы оправданным, чтобы часть финансовых затрат взяло бы на себя и государство. И атомоход "Ленин" наконец-то встал бы на вечную стоянку и по-прежнему оставался бы востребованным, теперь уже в качестве первого музея освоения Арктики.
Светлана ЦЫГАНКОВА,
соб. корр. "Труда"
МУРМАНСК