АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ: Я САМ НИКОГДА НЕ ЖИЛ НА ЗАРПЛАТУ

Алексей Львович. Народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международных и общественных премий. Ученик Арама Хачатуряна.Родился 17 июля 1945 года в Москве. Уже в 8 лет написал музыку к фильму "Багдадский вор", а в 1975 году - к "Приключениям Буратино". Автор первых в СССР рок-опер: "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона" и "Авось", поставленных театром "Ленком".К 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Член совета при президенте России по культуре и искусству.

...Мы сидим в небольшой, полутемной, напичканной электронной аппаратурой, но при этом очень уютной студии. Маэстро делится мыслями вслух.
ПРЕДКИ - ГЕРОИ "ТИХОГО ДОНА"
- Тяжело осознавать, что в жизни завершился очередной этап, - размышляет композитор. - Сейчас как раз такой период. В мае прошла премьера кинофильма "Отец" с моей музыкой. Фильм дался непросто - нервно. Там очень своеобразная музыкальная подготовка темы: в финале именно музыка должна драматически завершать развитие сюжета. Должен быть эмоциональный удар! Эффект был задуман невероятно сложный. Играет полный симфонический оркестр. Нужно было чутко уловить уровень музыки, ее тембр, громкость. На фанфары-то душа зрителя не реагирует и умолкает. Деликатнейшая миссия. Режиссер Иван Соловов, продюсер Алексей Гуськов и я долго ругались, расходились, потом снова сходились, искали компромисс... Теперь мне кажется, что не зря.
- Вы работали и с Эльдаром Рязановым в картине "Андерсен. Жизнь без любви". Продолжаете активно сотрудничать с кинематографом?
- За последнее время сам для себя отметил две работы. Первая - "Дом на Лиговке" режиссера Михаила Богина. История русской семьи в 1917 году и после революции. Тема мне очень близкая. Думаю, получился рассказ о чувствах, которые переживали мои бабушки и дедушки. Воссоздать музыку той эпохи было очень интересно. А был еще нашумевший "Волкодав" Николая Лебедева - славянское фэнтэзи. Знаю, что отношение у зрителей к нему довольно сложное. Но эта музыка одна из самых моих любимых. Столь много было вложено труда и фантазии! Я даже выпустил отдельный саундтрек.
- События, связанные с Октябрьской революцией и гражданской войной, когда-то коснулись вашей семьи?
- Прямо как в романе "Тихий Дон"! Прадед по материнской линии был генералом царской армии, из донских казаков. Почти все его сыновья служили офицерами и погибли. Кто в первую мировую войну, кто в революцию, сражаясь в рядах Белой армии. А один из мужей моих бабушек был красным командиром. Из-за этого в отношениях родственников образовалась на долгие годы идейная трещина. Страшные были годы и события. Смятение в головах. Переломанные судьбы... Я много думал на эту тему, потому в итоге и за работу в картине "Дом на Лиговке" мне не стыдно.
КАК ПРОКОРМИТЬСЯ СОЧИНИТЕЛЮ
- Кинорежиссеры и продюсеры охотно приглашают вас на новые постановки. Как правило, вы сочиняете музыку к нескольким кинофильмам одновременно. Это такой вариант творчества или нужда в деньгах заставляет?
- И то, и другое. Кино - прекрасная возможность для композитора реализоваться. Многие советские классики стали таковыми благодаря именно кинематографу. Их произведения с экрана шагнули на радио, телевидение, эстраду, исполнялись даже на семейных застольях. Сегодня с этим гораздо скромнее, хотя современное российское кино находится на подъеме. Увы, шоу-биз заполонил все пространство, вытеснив хорошие песни и музыку не только с эстрады, но и из кинофильмов. Хотя, думаю, это временное явление. Рано или поздно талантливая музыка начнет цениться и пробьет себе дорогу.
- На какие средства живет современный композитор? Что его больше кормит - кинематограф, театр, телевидение?
- Я никогда не получал заработную плату в традиционном смысле этого слова. Жил только на гонорары. В советские годы кино было главным источником доходов. Сегодня оно, я бы сказал, финансово помогает жить, но и только. Больше кормит зритель наших театральных постановок. И слушатель компакт-дисков, продаваемых в розничной сети. Вообще жить композитору можно, когда зритель смотрит фильмы с его музыкой, спектакли, покупает диски. Если этого нет, стоит задуматься о смене профессии.
- А сочинительство серьезной музыки покроет в случае чего ваши финансовые потери от возможного ухода их кино?
- Симфоническая музыка никого и никогда не кормила. И кормить не будет. Правда, сегодня у музыкальных продюсеров уже есть возможность неплохо зарабатывать на отдельных концертах. Но в основном такая музыка интересна спонсорам, которые создают для себя некий имидж - привлекают респектабельную аудиторию. Для меня симфоническая музыка никогда и не была источником дохода. Но без нее я не могу представить свою творческую деятельность. Благо настали те времена, когда можно писать музыку не только для заработка, но и заниматься творчеством в чистом виде, для души. Настоящему композитору это просто необходимо.
- К вам поступает много предложений написать музыку. Как выбираете, в каких проектах принимать участие, а в каких нет?
- Никаких средних цифр нигде не существует. Суммы гонораров отличаются порой в разы. Все зависит от ситуации и конкретного случая. Но гонорар для меня не главнейший приоритет. Применительно к кино важно, какой предлагают сценарий, кто будет снимать, какие актеры будут задействованы и т. д. Нужно тонко чувствовать конъюнктуру художественного и коммерческого потенциала будущего кинофильма...
НА СЫНЕ ПРИРОДА, НАВЕРНОЕ, НЕ ОТДОХНУЛА
- Вы благотворительностью никогда не пробовали заняться?
- Совсем недавно ко мне с просьбой обратился студент 3-го курса ВГИКа, который снял учебную работу - короткометражку, - и попросил к ней написать музыку. Признаться, вначале никакого желания работать бесплатно у меня не было. Но, посмотрев ленту, я понял, что ее делал талантливый человек. В общем, я не смог пройти мимо. Талантам надо помогать.
- А собственному сыну Дмитрию помогаете, протежируете? Ведь он пошел по вашим стопам.
- Увы, как композитора его открыл покойный Ролан Быков, а вовсе не я. Он услышал музыкальные сочинения 15-летнего Дмитрия и предложил написать музыку к картине, которую снимали тогда в его объединении. Фильм получил Гран-при и призы многих фестивалей. А дальше все пошло само собой.
- Говорят, что природа на детях великих людей отдыхает. Вы сами в состоянии объективно судить о способностях сына?
- Он пишет музыку, на мой взгляд, талантливо, увлеченно, но не постоянно, а временами. Оказалось, что он прекрасно себя чувствует в других профессиях, крайне необходимых и востребованных в современной музыкальной культуре. Он замечательный музыкальный продюсер и звукорежиссер. Мы работаем вместе, и я никому больше не могу доверить это дело. Без дураков. В первую очередь, я не стал бы полагаться на сына, если бы чувствовал, что он недостаточно подготовлен для такой работы. Если бы не был уверен в его профессионализме. Хочу верить, что постепенно смогу передать "кино" ему, а сам перейти к симфоническим сочинениям. С годами меня все больше и больше тянет к ним.
КЛАССИКА НАКАНУНЕ БУМА
- Стареете, и хочется чего-то более серьезного, фундаментального?
- Может быть. Очень интересный концерт проходил недавно в Третьяковской галерее, между прочим, в зале, где висит картина Иванова "Явление Христа народу". Там был дан камерный концерт, составленный по моим симфоническим произведениям. Играли наши настоящие молодые звезды симфонической музыки.
- Мы больше привыкли, что звезды у нас только на эстраде. Но вот применительно к симфониям...
- Да что вы судите о жизни по телевизору! Скрипачка Алена Баева, пианистка Екатерина Мечетина, виолончелист Борис Андрианов, скрипачка Елена Ревич, потрясающий гитарист Дмитрий Ларионов... Вы даже не знаете их фамилий, а между тем у каждого из них сольные проекты за границей. Их принимают с распростертыми объятиями в лучших концертных залах мира. В Москве их собрать вместе почти невозможно. Ансамбль солистов Государственного академического симфонического оркестра - тоже один из наших лучших симфонических оркестров. Элита! Мне очень интересно с ними работать. Тем более что очень давно не писал симфонической музыки, особенно для современного молодого поколения.
- Молодежь сегодня ходит на серьезную музыку?
- Как раз сейчас начинается настоящий бум симфонической музыки, симфонических концертов. Билеты безумно дорогие, прорваться уже невозможно. Так что советую, кто еще не ходит, - пора приобщаться, иначе будете чувствовать себя отсталым недотепой и совсем немодным человеком.
- Неужели попса перестает быть столь актуальной?
- Либо ты человек, у которого есть голова на плечах, либо примитив, которому нужен только хлеб и зрелища. Мне кажется, что сегодня стало модным ходить на хорошие концерты серьезной музыки. Об этом говорят и те же цены на билеты. Попасть трудно, заплатить нужно много. Часто еще и за большие деньги на концерт не попадешь.
СДЕЛАТЬ ИЗ "ЮНОНЫ" БЛОКБАСТЕР
- Вы никогда не задумывались: суждена вашим произведениям долгая жизнь или придет время, когда их забудут?
- Так далеко загадывать сложно. Но пока многие из них продолжают жить. Самый яркий пример, конечно, - это опера "Юнона" и "Авось", которую с успехом продолжает играть Ленком. А недавно мы представили ее в концертной версии в Большом зале консерватории. Мне было очень интересно и самому послушать, как все это будет звучать: без микрофонов, без драматических актеров, под сопровождение хора и симфонического оркестра. Оказалось - замечательно. И народ принял прекрасно, и я получил истинное удовольствие. Теперь затеяли другой проект: к осени собираемся закончить постановку в новой сценической версии рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Хочу еще написать музыку и поставить балет "Синяя птица".
- Актер запросто становится продюсером, журналист - кинорежиссером, художник - композитором. Это сегодня модно. А как у вас насчет перевоплощения?
- И меня тянет. Хочется самому снять кино. Чтобы получилось зримое воплощение музыки, как вижу ее лично я. Были проекты экранизировать "Юнону" и "Авось". Но сделать такую картину по-настоящему - это очень дорого. Было написано даже сценарное либретто для кинофильма по реальной судьбе главного героя Николая Резанова. В спектакле ведь выведена в основном одна лишь любовная линия персонажа. Я внимательно изучал документы, касающиеся этой истории. По ней можно сделать захватывающий приключенческий фильм, который будет смотреться круче "Пиратов Карибского моря". Резанов на самом деле был очень жестким человеком, которого ничто не могло остановить на пути. Даже любовь Кончиты. Об этом человеке можно говорить долго, но скажу одно: это был не тот розовый герой, которого мы привыкли видеть в ленкомовском спектакле. Это интереснейшая фигура, сумасбродный смельчак, гроза японских и американских мореплавателей. Картину нужно бы снимать практически по всему миру. Несомненно, привлекать к постановке мировых звезд кино. Можно сделать такой блокбастер, которому Голливуд позавидует.