От Карла Маркса до Божьей Матери

В Московском музее современного искусства началась выставка, собравшая работы самых видных академиков

Московский музей современного искусства оживил летнее затишье выставкой, собравшей работы самых видных академиков. Проекту вполне подошло бы название «Классика и современность».

В залах ММСИ на Гоголевском бульваре собраны произведения, способные многое сказать о развитии искусства в сегодняшней России. Это творчество тех, кого во Франции назвали бы «бессмертными». Судите сами: здесь в едином строю Таир Салахов — и Дмитрий Жилинский и Татьяна Назаренко, художники-легенды 60-80-х, символ сопротивления искусству официоза. Например, представить Жилинского — кумира советской интеллигенции с его поисками нетленной духовности — в составе тогдашней Академии художеств СССР было бы немыслимо. Пожалуй, в те годы вряд ли себя видели в таком качестве и Назаренко, и Борис Мессерер, и Виктор Калинин — участники неформальных объединений и протестных акций вроде «Метрополя» или «Выставки двадцати трех» в ЦДХ. Теперь они мирно уживаются в РАХ с приверженцами традиции, в том числе восходящей к имперскому классицизму — именно такой образ создан в проекте федерального Военного мемориального кладбища под руководством Сергея Горяева. Скульптура по природе своей вообще консервативна, хотя эту точку зрения опровергают известные любители экспериментов — три Александра: Бурганов, Рукавишников и Цигаль. Так, в бургановской инсталляции «Потоп» беспомощные руки утопающих вздымаются над захлестнувшим их потоком воды — его роль играет синее полотнище, в которое «завернута» скульптура. Убедительность такого произведения либо размышлений Рукавишникова о женской природе можно оспорить, но в памяти они остаются. Равно как работы приверженца цифрового искусства Константина Худякова: он говорит о борьбе добра со злом и в карикатурном образе Карла Маркса, и в голографическом «Явлении Казанской Божьей Матери на Красной площади».

Центральный зал выставки заняли многокрасочные крупноформатные полотна Зураба Церетели и Таира Салахова. К привычным на выставках живописи и скульптуре добавлены работы архитекторов: эскизы станций метро от Горяева и высоток Москва-Сити от Михаила Посохина, варианты трансформации городского пространства от Юрия Платонова. В разделе церковного искусства есть и примеры актуального подхода к вечным темам, вроде спорного кислотно-яркого «Царя Славы» Николая Мухина.

По сути, академики дают коллективный мастер-класс. Подобные «сборные» — большая редкость: привычнее видеть художников такого уровня в формате персональной выставки. Зато совместная демонстрация творческих достижений позволяет увидеть общий образ нынешней академии. Сегодняшние молодые зрители MMСИ едва ли знают, что собой представляла эта арт-институция какие-нибудь два десятилетия назад и какой она совершила рывок. Ведь в советские годы, как, впрочем, и в царское время, то был оплот консерватизма, против которого выступали прогрессивные художники: вспомним «бунт четырнадцати» под руководством Крамского, приведший к образованию Товарищества передвижников. Бывали — уже в близкое к нам время — и такие эпизоды, как попытка запретить Ирине Антоновой показывать в ГМИИ импрессионистов: Нынешние академики, сами прошедшие через запреты, надеемся, никогда не допустят подобного.