НЕОПЛАЧЕННЫЙ ЛЕТАЮЩИЙ ОБЪЕКТ

Россия потеряла свои права на изобретение, означающее революцию в авиационной науке и технике. За границу продан "ЭКИП" - невиданных возможностей летательный аппарат. О трудностях его рождения наша газета не раз писала на протяжении четырех лет. В статье "Летающая тарелка": вынужденная посадка" (Труд", 16 апреля 1999 года) высказывалось серьезное опасение, что если проект и впредь останется золушкой у государства, то ему суждено "улететь" за границу. Так и случилось. С китайской корпорацией подписан контракт, по которому все права на связанные с проектом открытия и изобретения, а также опытный образец уникальной машины обретают нового хозяина.

Напомним, о чем идет речь. Авиационный концерн "ЭКИП", который возглавляет профессор, действительный член Академии естественных наук Лев Щукин, создал проект и испытательный образец оригинального воздушного судна. Самолет впервые утратил сигарообразную форму, а заодно и крылья. Подъемную силу машине обеспечивает необычайно широкий фюзеляж, напоминающий опрокинутую миску. Журналисты окрестили новинку "летающей тарелкой". Новый самолет не нуждается в аэродромах - он может садиться на любую поверхность длиной всего в полкилометра: луг, морской залив, болото, снежную равнину - и с нее взлетать. Пассажирский салон просторен, шум и вибрация в нем почти неощутимы. Из других достоинств стоит особо выделить экономичность: расход керосина в расчете на одного пассажира во много раз меньше, чем у лучших самолетов. Кстати, необычный самолет может работать и на природном газе, и на смеси углеводородов с водой - аквазине. И еще - безопасность: "тарелка" может продолжить полет, даже если остановятся оба тяговых двигателя. Испытания подтвердили великолепную устойчивость нового аппарата в полете.
У всех на памяти недавняя катастрофа самолета "Конкорд". Пожар в двигателях возник в момент взлета. Дилетант сказал бы, что самолет надо было немедленно сажать. Но специалистам известно, что посадить заправленный топливом большой самолет практически невозможно: подломятся шасси. Конечно, самолету можно приделать и несокрушимые "ноги", но такая конструкция обременит машину. Именно "колеса" и все, на чем они держатся, - камень преткновения для развития традиционной авиации. Но "ЭКИП" сядет и с полной "выкладкой", поскольку колес и самого шасси у него нет, а приземляется и приводняется он на воздушную подушку.
Отсутствие шасси упростило инженерные задачи. Открывается возможность делать фюзеляж из легких материалов. А это, помимо прочего, позволяет увеличивать самолет до непривычно великанских размеров. Крупные модификации этого летательного аппарата в недалеком будущем смогут одним рейсом перевозить тысячи тонн нефти, перебрасывать едва ли не целые дивизии, эффективно удовлетворять нужды северян, гасить пожары, быстро развертывать спасательные работы в местах катастроф - и на земле, и в океане.
Увы, уникальность проекта не спасла его от гибельного безденежья.
- За последние годы было немало моментов, когда, казалось, вот-вот работы сдвинутся с точки замерзания, - рассказывает генеральный конструктор проекта Лев Щукин. - В 96-м крупный банкир публично пообещал выделить деньги на испытания. Сейчас уже была бы готова пилотируемая машина. Но, пообещав, тот почему-то вскоре ушел "в тень". В следующий раз надежду пробудил президент Ельцин. Ему доложили, что "ЭКИП" - идеальный президентский самолет. Работа над "ЭКИП" была включена в число президентских программ, Бородину поручили ее финансировать. Но когда дело дошло до перечисления денег - случилась заминка. Потом в федеральном бюджете на 1999 год появилась строка о выделении на создание "ЭКИП" 10 миллионов рублей. Мало, но и эти деньги на счет концерна не поступили. Проектом заинтересовалось правительство Москвы, наш самолет хорошо вписывался в концепцию Бизнес-сити: доставлять гостей из аэропорта в центр города лучше всего, конечно, на борту "ЭКИП". Но финансирования опять не состоялось.
Нашим проектом интересовались многие коммерсанты из-за рубежа, но разговаривали мы только с теми, кто согласен был, чтобы строили "ЭКИП" на российской земле. Увы, один за другим отпали и эти инвесторы.
Китайцы вступали с нами в разговор с условием, что разработка будет вывезена на их территорию и ей присвоят китайское название. На переговоры с ними мы пошли по двум причинам. Мы увидели информированных и заинтересованных партнеров из государственного аэрокосмического ведомства. Поверилось, что деньги они выделят и дело все-таки будет доведено до конца. Вторая причина: нам ждать уже нечего. У нас была фора по отношению к концерну "Боинг", но тот над аналогичной машиной работает быстрее и уже проводил испытания своей "тарелки". Наши денежные проблемы им, наверное, смешны.
Щукина же всякие сложности уже взяли за горло. В городе Королеве, где располагается концерн "ЭКИП", хозяева помещений описали оборудование и опечатали офис. За неоплату аренды уникальное конструкторское бюро выбрасывают на улицу.
- Сколько нужно средств, чтобы дать толчок работе над аппаратом у нас? - спрашиваю у Щукина.
- Три миллиона долларов. За полгода мы бы построили второй и третий беспилотные аппараты, "продули" в аэродинамической трубе, проверили и уточнили все наши расчеты, испытали самолет в небе. На этой стадии деньги обычно находятся.
Но, может, новый самолет родился не вовремя и рынок его не способен воспринять? Да нет, все обстоит как раз наоборот. По оценке экспертов, в ближайшие 15 лет ходовым товаром будет самолет со взлетным весом 45 тонн и полезной нагрузкой 16 тонн, способный перевозить на расстояние до 4000 километров 160 пассажиров или до 130 экипированных спасателей. Потребность мирового рынка в самолетах такого класса до 2015 года - 5200 - 5600 машин. Это соответствует модели "ЭКИП Л3-1". В ближайшее время эксперты прогнозируют "взрыв" объемов грузовых авиаперевозок как в странах Европы, так и в Азии, Африке, Америке. Аппараты "ЭКИП" наилучшим образом приспособлены для перевозок больших и сверхбольших объемов грузов в страны и регионы, где нет крупных аэродромов и даже там, где единственная возможность сесть - это водные просторы.
Сегодня развернулась гонка гигантов самолетостроения за первенство в создании аэробуса, берущего на борт более 500 пассажиров. Корпорация "Эйрбас Индастриз" рассчитывает победить и разбогатеть не менее чем на 350 миллиардов долларов. Наш "ЭКИП Л3-2" мог бы перевозить до 1200 пассажиров. И дать прибыль, налоги с которой не были бы для российской казны лишними. Но проект переходит к новым владельцам.
А с чем остаемся мы? На состоявшемся недавно в пригороде Лондона Фарнборо крупнейшем в мире авиакосмическом салоне Россию представляли 132 предприятия, это около 15 процентов всех гостей аэрошоу. Сделок там было подписано на 44 миллиарда долларов, но россияне не сумели заключить ни одного (!) контракта. Журнал "Эксперт" так откомментировал сей факт: "По сути, это означает, что наша страна из великой авиационной державы... стремительно превращается в провинциальную ремонтную мастерскую. Вместо того чтобы производить новую технику, российские предприятия сконцентрировались на модернизации и обслуживании устаревших моделей, выпущенных еще в 70 - 80-е годы".
Судьба проекта "ЭКИП" - лишнее тому подтверждение. Горько сознавать, что поправить ничего уже нельзя. Вряд ли, думается, даже "эмиграция" вертолета Сикорского в двадцатые годы нанесла интересам России больший урон. Драма такого масштаба заслуживает общественного резонанса. Вспомним, какой шквал комментариев прессы вызвал перерыв в телевещании на короткое время (да и то лишь для Москвы и области) . Утрата проекта, означающего переворот в авиастроении, сопровождается гробовым молчанием крикливым по другим поводам СМИ, парламентариев, чиновников авиакосмического агентства, Не разучиваемся ли мы вовсе уважать себя и любить (простите за "громкое" слово) свою страну?