КУПИЛ, ПРОДАЛ И... ПРОГАДАЛ

Кажется, нет ничего проще, чем купить автомобиль, - были бы деньги. Увы, это не так. Главная проблема состоит в том, что сейчас развелось жуткое количество махинаторов, которые "впаривают" неопытным покупателям угнанные или собранные из утиля машины. Разгадать их хитроумные способы простому смертному гражданину практически невозможно. Но выход есть!Чтобы не прогадать, надо запомнить одно правило и следовать ему всегда. А заключается оно всего лишь в строгом соблюдении юридических правил оформления документов при приобретении транспортного средства.

ДОВЕРЕННОСТЬ К ДЕЛУ НЕ ПРИШЬЕШЬ
Страсти-мордасти про покупку и продажу автомобиля по генеральной доверенности все мы слышали не один раз. Это - самый распространенный способ торговых автосделок. Он прельщает россиян тем, что не требует много времени и денег. Продавец и покупатель не платят никаких налогов: доказать факт продажи, а не обычного дарения практически невозможно. Однако продавца тут поджидают серьезные неприятности.
Ситуация из жизни. В милицию обратился владелец "Мицубиси", чтобы органы разыскали покупателя его хорошей машины. Что произошло? Оказывается, он договорился с "солидным" молодым человеком о продаже. Чтобы не тянуть время и избежать волокиты в ГАИ, решили оформить сделку у нотариуса, потом ехать за деньгами к "солидному" молодому человеку. Продавца даже не смутило то, что покупатель предложил поехать к своему знакомому "крючкотвору", дабы не стоять в очереди. И все вроде шло нормально. Владелец даже получил на руки копию доверенности (кстати, это непременно нужно делать), заверенную по всем правилам. Но буквально через несколько минут, когда владелец решил купить сигареты в киоске, его "Мицубиси" жалобно взвизгнула колесами и исчезла в неизвестном направлении. Навсегда. Милиция, куда обратился пострадавший, так и не нашла украденный автомобиль. А паспорт, по которому выдавалась доверенность, естественно оказался фальшивым.
Конечно, тут работали профессиональные угонщики. Но даже, если просто попадется недобросовестный покупатель и будет тянуть с выдачей денег за машину, то никаких санкций против него продавец применить не может. Никто этим делом заниматься не станет. Разве что бандиты. Но связи с ними, сами понимаете, чем грозят. Нежелательно продавать по доверенности еще и потому, что никто не застрахован от ДТП. В этом случае продавцу придется отвечать на вопросы следователей, а, возможно, и доказывать свое алиби на момент дорожно-транспортного происшествия. Я уже не говорю о том, что иногда преступники покупают машины по доверенности. А потом едут "устраивать" свои криминальные дела. После чего просто бросают машину...
Покупать по доверенности вроде выгодно, но и тут есть много подводных камней. Самый главный из них - по доверенности стараются продать, скажем, не очень чистую машину. Всплывет это не сразу. Вполне возможно, что машина не числится в угоне, у нее не перебиты номера и вроде все тип-топ. Но когда вы начнете снимать по доверенности машину с учета, чтобы, допустим, ее продать опять, то в документах могут обнаружиться такие неточности, недоразумения, которые в состоянии запутать даже инспектора. Бывали случаи, когда по доверенности продавалась одна машина, а документы к ней были от другой. Скажу так: у махинаторов столько приемов, что в них ногу сломит любой инспектор
Но если уж вы решили покупать машину по доверенности, то тысячу раз проверьте, надежен ли партнер. При оформлении доверенности сразу же у того же нотариуса оформите и передачу денег. Можете взять расписку, что дали в долг означенному лицу энную сумму, если боитесь налоговой. Лучше, конечно, оформить расписку по всем правилам, которые имеются в каждой нотариальной конторе. Последнее очень важно: ведь в любой момент владелец может аннулировать доверенность, поскольку именно он является собственником автомобиля. А кто поручится, что продавец отдаст деньги, полученные с покупателя, сполна. Он может заявить, например, будто машину на время пользования "изуродовали", "посадили" движок, разбили ходовую и так далее и тому подобное.
КОМИССИОНКА - ХОРОШО, А ГАИ - ЛУЧШЕ
Самый нехлопотный способ продать авто - через комиссионный магазин. Их в Москве - пруд пруди. Снял машину с учета в ГИБДД (ГАИ), отдал на комиссию в магазин и сиди себе сложа руки - жди. Удобно и то, что в любой момент вы , если передумали продавать, можете забрать машину назад. До момента продажи вы являетесь ее собственником. Есть и другие преимущества...
Но вот в чем беда. Во-первых, магазин сам установит цену на вашу "тачку", и она почти всегда будет меньше той, о которой вы мечтали. Во-вторых, комиссионные сборы, а, если машину долго не покупают, плата за стоянку, всякие накладные расходы и прочие - все это вычтется из вашего кармана. Короче, от 10 до 20 процентов от продажи авто магазин заберет себе.
Что касается покупателя, то ему тоже надо быть настороже и помнить: комиссионные магазины не дают гарантии на предмет чистоты машины. Их как бы и не касается, угнана машина или нет, перебитые на ней номера агрегатов или законные. Нередки в таких магазинах и просто ворованные авто. Если уж пользоваться услугами комиссионных магазинов, то лучше сначала найти покупателя, потом проверить лицензию "комиссионки" и только после этого оформить куплю-продажу, чтобы заиметь перегонные номера, справку-счет и прочие документы для регистрации автомобиля в ГАИ по месту жительства. Расходы на оформление иногда делятся пополам между покупателем и продавцом, но обычно платит покупатель - таково неписаное правило. В общем, тут все основано на взаимной договоренности.
В последнее время многие все чаще обращаются к так называемой системе Trаdе-in. В чем ее суть? Вы отдаете старую машину, доплачиваете определенную сумму и получаете новую. Дилерская фирма оценивает вашу машину, вы снимаете ее с учета и отдаете дилеру. После этого ищете то, что вам подходит, и забираете с доплатой. Кстати, не обязательно это должен быть новый автомобиль. Некоторые дилерские фирмы продают таким способом и подержанные, то есть те, которые кто-то сдал до вас. Удобно? Спору нет! Когда вы сдали свой автомобиль, то перестали быть его собственником. Он стал собственностью фирмы. Она отремонтирует ее, проведет предпродажную подготовку и предложит покупателям. Но, кроме этого, фирма возьмет на себя тяжкий труд проверить машину по всем статьям. Поэтому, покупая подержанный автомобиль именно в такой "конторе", вы можете почти на сто процентов быть уверенными в его законном происхождении. По крайней мере, служители правопорядка мне об этом говорили не раз.
Ложкой дегтя в этой системе для продавца является то, что, во-первых, не каждую машину дилерская фирма возьмет на обмен, во-вторых, она сама установит цену за нее. И тут ничего не попишешь...
Заключение сделки купли-продажи непосредственно через ГАИ пока является самым надежным и безопасным. Он прост, хотя и требует некоторого времени и нервов. Суть: покупатель и продавец приезжают в МРЭО ГИБДД и пишут заявление на имя начальника, в заявлении указываются все выходные данные на машину и на продавца и документов, подтверждающих право собственности на машину. А дальше пишется, что вы желаете продать указанное транспортное средство такому-то гражданину. Данные покупателя записываются согласно его паспорту и фактическому месту проживания. Тут же пишется такая строчка: "От гражданина N я получил за свой автомобиль столько-то рублей и столько-то копеек. Поэтому прошу перевести право собственности в пользу указанного гражданина". Вот после этого вы можете спокойно сложить руки и ждать. Сотрудники ГИБДД должны переоформить комплект документов на машину, где собственником будет выступать покупатель. Важно ли его место жительства? Нет. Покупателю остается оплатить услуги и стоимость документов, а потом зарегистрировать авто по месту жительства. Понятное дело, что сотрудники ГИБДД, зафиксировав документально факт смены собственника, сообщат данные о торговой сделке в налоговую инспекцию и бывшему владельцу придется заплатить 10 процентов от стоимости проданной машины в пользу государства.
Скептик тут же скажет: а где гарантия, что сотрудники ГИБДД досконально проверят автомобиль на предмет его чистоты. Чего греха таить, бывает, что гаишники и ставят на учет, и снимают с него даже ворованные машины. Что ж, и такое бывает. Однако из всех зол лучше выбрать меньшее.
А то, что оно меньше, я докажу простым способом. Если вы покупаете в комиссионке или на рынке автомобиль с перегонными номерами, то есть уже снятый с учета, то где гарантия, что снят он с учета по всем правилам?! Нет ее. (Кстати, советую при покупке авто любым из описанных выше способов всегда присутствовать при снятии его с учета в ГИБДД. Если у владельца при этом возникают хоть какие-то проблемы, лучше отложите покупку. Особенно, когда он обещает урегулировать все проблемы в мгновение ока со "знакомым гаишником"). Когда авто прошло через ГИБДД, есть надежда, что называется, прижать сотрудников к стенке. Как? Подать на них в суд. К этому мы редко прибегаем, а зря. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что есть в наших законах управа и на нерадивых гаишников. Это правило действует и в том случае, когда они допустили нарушения или бездействовали при снятии или постановке машины на учет. Вполне возможно, вы добьетесь даже возмещения ущерба. Правда, нервов и времени придется потратить много. Очень уж не любит служитель жезла действовать полностью по законам. Будем надеяться, что пока не любят.
АНЕКДОТЫ В ТЕМУ
Встречаются два приятеля:
- Ты, я слышал, машину купил?
- Да, такая хорошая вещь, теперь все успеваю. Представляешь, сегодня за день успел сменить масло, купить новые покрышки, поехал на авторынок за крыльями, сгонял в автосервис, поменял крылья, заехал в автомагазин за "Тосолом". И как бы я все это без машины успел?
* * *
Встречаются двое.
- Как же ты спишь после того, как у тебя угнали 600-й "мерс"?
- Ты знаешь, сплю как младенец!
- Как это?
- Как? Просыпаюсь среди ночи и плачу!