ДОВЕРЕННОСТЬ К ДЕЛУ НЕ ПРИШЬЕШЬ
Страсти-мордасти про покупку и продажу автомобиля по генеральной доверенности все мы слышали не один раз. Это - самый распространенный способ торговых автосделок. Он прельщает россиян тем, что не требует много времени и денег. Продавец и покупатель не платят никаких налогов: доказать факт продажи, а не обычного дарения практически невозможно. Однако продавца тут поджидают серьезные неприятности.
Ситуация из жизни. В милицию обратился владелец "Мицубиси", чтобы органы разыскали покупателя его хорошей машины. Что произошло? Оказывается, он договорился с "солидным" молодым человеком о продаже. Чтобы не тянуть время и избежать волокиты в ГАИ, решили оформить сделку у нотариуса, потом ехать за деньгами к "солидному" молодому человеку. Продавца даже не смутило то, что покупатель предложил поехать к своему знакомому "крючкотвору", дабы не стоять в очереди. И все вроде шло нормально. Владелец даже получил на руки копию доверенности (кстати, это непременно нужно делать), заверенную по всем правилам. Но буквально через несколько минут, когда владелец решил купить сигареты в киоске, его "Мицубиси" жалобно взвизгнула колесами и исчезла в неизвестном направлении. Навсегда. Милиция, куда обратился пострадавший, так и не нашла украденный автомобиль. А паспорт, по которому выдавалась доверенность, естественно оказался фальшивым.
Конечно, тут работали профессиональные угонщики. Но даже, если просто попадется недобросовестный покупатель и будет тянуть с выдачей денег за машину, то никаких санкций против него продавец применить не может. Никто этим делом заниматься не станет. Разве что бандиты. Но связи с ними, сами понимаете, чем грозят. Нежелательно продавать по доверенности еще и потому, что никто не застрахован от ДТП. В этом случае продавцу придется отвечать на вопросы следователей, а, возможно, и доказывать свое алиби на момент дорожно-транспортного происшествия. Я уже не говорю о том, что иногда преступники покупают машины по доверенности. А потом едут "устраивать" свои криминальные дела. После чего просто бросают машину...
Покупать по доверенности вроде выгодно, но и тут есть много подводных камней. Самый главный из них - по доверенности стараются продать, скажем, не очень чистую машину. Всплывет это не сразу. Вполне возможно, что машина не числится в угоне, у нее не перебиты номера и вроде все тип-топ. Но когда вы начнете снимать по доверенности машину с учета, чтобы, допустим, ее продать опять, то в документах могут обнаружиться такие неточности, недоразумения, которые в состоянии запутать даже инспектора. Бывали случаи, когда по доверенности продавалась одна машина, а документы к ней были от другой. Скажу так: у махинаторов столько приемов, что в них ногу сломит любой инспектор
Но если уж вы решили покупать машину по доверенности, то тысячу раз проверьте, надежен ли партнер. При оформлении доверенности сразу же у того же нотариуса оформите и передачу денег. Можете взять расписку, что дали в долг означенному лицу энную сумму, если боитесь налоговой. Лучше, конечно, оформить расписку по всем правилам, которые имеются в каждой нотариальной конторе. Последнее очень важно: ведь в любой момент владелец может аннулировать доверенность, поскольку именно он является собственником автомобиля. А кто поручится, что продавец отдаст деньги, полученные с покупателя, сполна. Он может заявить, например, будто машину на время пользования "изуродовали", "посадили" движок, разбили ходовую и так далее и тому подобное.
КОМИССИОНКА - ХОРОШО, А ГАИ - ЛУЧШЕ
Самый нехлопотный способ продать авто - через комиссионный магазин. Их в Москве - пруд пруди. Снял машину с учета в ГИБДД (ГАИ), отдал на комиссию в магазин и сиди себе сложа руки - жди. Удобно и то, что в любой момент вы , если передумали продавать, можете забрать машину назад. До момента продажи вы являетесь ее собственником. Есть и другие преимущества...
Но вот в чем беда. Во-первых, магазин сам установит цену на вашу "тачку", и она почти всегда будет меньше той, о которой вы мечтали. Во-вторых, комиссионные сборы, а, если машину долго не покупают, плата за стоянку, всякие накладные расходы и прочие - все это вычтется из вашего кармана. Короче, от 10 до 20 процентов от продажи авто магазин заберет себе.
Что касается покупателя, то ему тоже надо быть настороже и помнить: комиссионные магазины не дают гарантии на предмет чистоты машины. Их как бы и не касается, угнана машина или нет, перебитые на ней номера агрегатов или законные. Нередки в таких магазинах и просто ворованные авто. Если уж пользоваться услугами комиссионных магазинов, то лучше сначала найти покупателя, потом проверить лицензию "комиссионки" и только после этого оформить куплю-продажу, чтобы заиметь перегонные номера, справку-счет и прочие документы для регистрации автомобиля в ГАИ по месту жительства. Расходы на оформление иногда делятся пополам между покупателем и продавцом, но обычно платит покупатель - таково неписаное правило. В общем, тут все основано на взаимной договоренности.
В последнее время многие все чаще обращаются к так называемой системе Trаdе-in. В чем ее суть? Вы отдаете старую машину, доплачиваете определенную сумму и получаете новую. Дилерская фирма оценивает вашу машину, вы снимаете ее с учета и отдаете дилеру. После этого ищете то, что вам подходит, и забираете с доплатой. Кстати, не обязательно это должен быть новый автомобиль. Некоторые дилерские фирмы продают таким способом и подержанные, то есть те, которые кто-то сдал до вас. Удобно? Спору нет! Когда вы сдали свой автомобиль, то перестали быть его собственником. Он стал собственностью фирмы. Она отремонтирует ее, проведет предпродажную подготовку и предложит покупателям. Но, кроме этого, фирма возьмет на себя тяжкий труд проверить машину по всем статьям. Поэтому, покупая подержанный автомобиль именно в такой "конторе", вы можете почти на сто процентов быть уверенными в его законном происхождении. По крайней мере, служители правопорядка мне об этом говорили не раз.
Ложкой дегтя в этой системе для продавца является то, что, во-первых, не каждую машину дилерская фирма возьмет на обмен, во-вторых, она сама установит цену за нее. И тут ничего не попишешь...
Заключение сделки купли-продажи непосредственно через ГАИ пока является самым надежным и безопасным. Он прост, хотя и требует некоторого времени и нервов. Суть: покупатель и продавец приезжают в МРЭО ГИБДД и пишут заявление на имя начальника, в заявлении указываются все выходные данные на машину и на продавца и документов, подтверждающих право собственности на машину. А дальше пишется, что вы желаете продать указанное транспортное средство такому-то гражданину. Данные покупателя записываются согласно его паспорту и фактическому месту проживания. Тут же пишется такая строчка: "От гражданина N я получил за свой автомобиль столько-то рублей и столько-то копеек. Поэтому прошу перевести право собственности в пользу указанного гражданина". Вот после этого вы можете спокойно сложить руки и ждать. Сотрудники ГИБДД должны переоформить комплект документов на машину, где собственником будет выступать покупатель. Важно ли его место жительства? Нет. Покупателю остается оплатить услуги и стоимость документов, а потом зарегистрировать авто по месту жительства. Понятное дело, что сотрудники ГИБДД, зафиксировав документально факт смены собственника, сообщат данные о торговой сделке в налоговую инспекцию и бывшему владельцу придется заплатить 10 процентов от стоимости проданной машины в пользу государства.
Скептик тут же скажет: а где гарантия, что сотрудники ГИБДД досконально проверят автомобиль на предмет его чистоты. Чего греха таить, бывает, что гаишники и ставят на учет, и снимают с него даже ворованные машины. Что ж, и такое бывает. Однако из всех зол лучше выбрать меньшее.
А то, что оно меньше, я докажу простым способом. Если вы покупаете в комиссионке или на рынке автомобиль с перегонными номерами, то есть уже снятый с учета, то где гарантия, что снят он с учета по всем правилам?! Нет ее. (Кстати, советую при покупке авто любым из описанных выше способов всегда присутствовать при снятии его с учета в ГИБДД. Если у владельца при этом возникают хоть какие-то проблемы, лучше отложите покупку. Особенно, когда он обещает урегулировать все проблемы в мгновение ока со "знакомым гаишником"). Когда авто прошло через ГИБДД, есть надежда, что называется, прижать сотрудников к стенке. Как? Подать на них в суд. К этому мы редко прибегаем, а зря. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что есть в наших законах управа и на нерадивых гаишников. Это правило действует и в том случае, когда они допустили нарушения или бездействовали при снятии или постановке машины на учет. Вполне возможно, вы добьетесь даже возмещения ущерба. Правда, нервов и времени придется потратить много. Очень уж не любит служитель жезла действовать полностью по законам. Будем надеяться, что пока не любят.
АНЕКДОТЫ В ТЕМУ
Встречаются два приятеля:
- Ты, я слышал, машину купил?
- Да, такая хорошая вещь, теперь все успеваю. Представляешь, сегодня за день успел сменить масло, купить новые покрышки, поехал на авторынок за крыльями, сгонял в автосервис, поменял крылья, заехал в автомагазин за "Тосолом". И как бы я все это без машины успел?
* * *
Встречаются двое.
- Как же ты спишь после того, как у тебя угнали 600-й "мерс"?
- Ты знаешь, сплю как младенец!
- Как это?
- Как? Просыпаюсь среди ночи и плачу!