ТРИЖДЫ КАЗАЧКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Клара Степановна Лучко - лауреат Государственной премии. Народная артистка СССР. В 1996 Американским биографическим институтом была объявлена "Женщиной года". Удостоена премии Гильдии актеров кино России "За выдающийся вклад в профессию". Три года назад Международный биографический центр Кембриджа за вклад в Мировую кинематографию назвал ее "Женщиной тысячелетия". Она снималась у выдающихся режиссеров, была на всех международных кинофестивалях, объездила полмира. С годами народная артистка не растеряла ни популярности, ни красоты, ни обаяния. Продолжает сниматься в кино, носит элегантные шляпы и мини-юбки и до сих пор получает пачки писем от поклонников.

- Клара Степановна, как сегодня живется кинозвезде?
- Как и всем. Нынешнее время - для людей определенного характера. Но если меня спрашивают, как поживаете, отвечаю:"прекрасно!" Даже когда на душе кошки скребут. Почему я должна своих кошек на кого-то вешать? В жизни принимаю все как данное. Усугублять то, что плохо, своим личным отношением, копаться в нем - себя хоронить раньше времени. Зачем тратить нервы на то, что неизбежно...
-Кого бы вы назвали своими учителями?
- Их было много. Один из моих любимых педагогов - Герасимов. Он учил не играть себя, а наблюдать жизнь, людей, их привычки, потому что люди в жизни бывают необыкновенные, таких никогда не придумаешь. Из этих наблюдений и складывается характер героя, тогда и зрители на экране узнают самих себя. Снималась у Довженко. Это был режиссер-романтик. Как он работал с актером, какая была атмосфера на съемке! Каждую новую картину делал как последнюю в своей жизни и учил актера вкладывать в роль все, что у того есть, без остатка. Потом был Хейфиц и фильм "Большая семья". Каждому из них я обязана очень многим: умением взглянуть на себя со стороны, работать над образом.
- Кстати, о взгляде на себя. Когда вы впервые поняли, что на вас обращают внимание?
- В детстве я была высокой и нескладной, даже дразнили жирафом. И в школьном драмкружке играла только мужские роли. В восьмом классе мне сшили первое взрослое платье, купили новые туфли, и вдруг я обнаружила, что на улице мужчины смотрят на меня. Помню, жутко испугалась, забежала в подъезд, решив, что, может, чулок порвала. Только потом дошло: они во мне девушку разглядели, я им понравилась. А потом, уже много лет спустя, на Каннском фестивале - у роскошного бального платья отрезаю с помощью Любови Орловой бретельки, которые жутко мешали, и оно становится декольтированным с голыми плечами. Прохожу мимо портье, а он мне: "О-ля-ля"! На минуту смущаюсь: что-то не так? Однако вслед за ним целый вечер мужчины восхищенно цокают языками: "О-ля-ля!" Когда я осознала, что произвожу впечатление, возникло ощущение удивительной легкости...
- Клара Степановна, вы свой первый фильм "Кубанские казаки" любите?
- Для людей старшего поколения - это фильм их юности, для молодежи - непонятная, незнакомая атмосфера. Но даже в самой примитивной картине прошлых лет ведь есть кусок настоящей жизни, кстати, прожитой без вампиров и кровопролитий. Этот фильм стал для меня счастливым билетом в кинематограф. Мне признавались в любви, я получала мешки писем, мне предлагали руку и сердце. С этого фильма, кстати, началась и наша любовь с моим первым мужем Сергеем Владимировичем Лукьяновым. Однажды сидела в гримерной, ждала, пока позовут на съемку. Вошел Лукьянов, посмотрел на меня внимательно и вдруг сказал: "Ну все, я пропал". Вскоре не только съемочная группа, вся страна знала об этих словах. После выхода фильма мы поженились. А вскоре у меня родилась дочка Оксана.
- Через много лет была роль донской казачки в фильме "Цыган"...
- Когда ЦТ показало четыре серии - на нас такое обрушилось! Съемки проходили в станице Пухляковской, в массовых сценах участвовали местные жители. Помню, снимали сцену, когда к Клавдии накануне Дня Победы приходят фотографы, чтобы переснять старую, единственную оставшуюся фотографию погибшего мужа. Мы с актрисой Майей Булгаковой сидели за столом и рассматривали карточки. Потом по ходу съемки я должна была встать и подойти к комоду, над которым висел старый репродуктор. Я и сама не знаю, зачем я этот репродуктор включила, мне даже в голову не приходило, что он может работать. А по нему в это время пел Бернес "И на груди его светилась медаль за город Будапешт"...Все замерли, кто-то заплакал. Меня это потрясло. Потрясло соответствие реальности тому, что должно было произойти в кадре. Как- то получила письмо от одной девушки. Пишет, что все ее подруги вышли замуж, и она тоже решила выйти, пусть даже за нелюбимого. Но тут посмотрела фильм "Цыган" и поняла вдруг, что есть на свете такая любовь, такое страдание настоящее... и теперь без любви точно уж замуж не выйдет.
- Выходит, что вы "трижды казачка"?
- Мои предки - запорожские казаки. Фамилия Лучко берет начало от слова "лучники".
- А как вы относитесь в собственной славе?
- Никак. Главное - что несет моя работа людям, удалась ли роль, затронула ли сердца людей, не оставила ли их равнодушными. Если работаешь по-настоящему - вкладываешь сердце, нервы, здоровье, ничего не оставляешь - а там еще и душа... может, поэтому меня и помнят, и плачут. А если нет связи между зрителем и актером - зачем тогда посвящать свою жизнь искусству, это ведь напрасно прожитая жизнь.
- Есть ли у вас друзья среди коллег-актеров?
- У меня было много друзей... как я думала. Но ушел большой кинематограф, время изменилось, многие актеры остались без работы, появилась зависть. Да, я до сих пор востребована, снимаюсь, веду программу на телевидении. Пропасть разделяет многих моих коллег. Я не могла поверить, что так будет, это все очень грустно, но обвинять никого нельзя, такая сейчас жизнь.
- Вам удавались роли простых колхозниц и французских аристократок, райкомовских дам и шекспировских близнецов. А какая вы на самом деле?
- Нормальная. Во мне нет артистического позерства, претензий, зависти, звездности. Стараюсь быть проще. Но жизнь складывается из разных эпизодов, что-то приходит, что-то уходит. Согласитесь, человек может сказать, что он удачлив, а вместе с тем если вспомнит свои бессонные ночи, слезы и терзания по поводу несвершившихся дел, то справедливо может назвать себя и невезучим.
- Ваш второй муж, известный журналист Дмитрий Мамлеев, считает вас звездой экрана или хранительницей домашнего очага?
- Когда я попадаю за границу - вот там умеют приподнять звезду - встречи, приемы, туалеты, пресса. А приезжаешь домой - вешаешь вечернее платье в шкаф и засучиваешь рукава, потому что за время твоего отсутствия скопилось столько забот. Какая я "звезда"? В семье надо жить просто даже "звезде", прятать сложности своего звездного характера подальше. Нельзя весь мусор жизни нести в семью. Прежде чем войти в дом, надо галоши снять.
- Что больше всего не любите делать по хозяйству?
- Ненавижу гладить. А готовить люблю - делаю всегда что-нибудь попроще. Борщ хороший варю... Для поднятия духа убираю квартиру, а если выпадают свободные дни, уезжаю на дачу. Очень люблю землю, быть может, потому, что выросла на земле. Я так люблю ее запах, особенно весной. Когда выпадает возможность - читаю.
- Вы были во многих странах, какая поездка запомнилась особо?
- На одном из Каннских фестивалей я оказалась прижатой толпой желающих взять у меня автограф к витрине ресторана. К моему ужасу, стекло хрустнуло. Но хозяин заведения был счастлив - для него, сказал он, это будет хорошей рекламой. Для меня, оказалось, тоже. Подпись под газетным фото, запечатлевшим меня в этом плачевном состоянии, гласила, что впервые за три дня фестиваля Клара Лучко превзошла по популярности звезду французского кино Мишель Морган.
- А на родной земле?..
- В 2000 году в честь полувекового юбилея фильма "Кубанские казаки" губернатор Краснодарского края подарил мне и Владлену Давыдову по "Волге". Потом мы поехали по всем памятным местам, где снимали картину. Прием был необыкновенно радушным, в каждой станице нас ждал или казачий хор, или конный отряд во главе с атаманом. Именно тогда меня произвели в почетные казачки. Встречали везде хлебом-солью и стопкой водки. Нужно было выпить с кем нибудь на брудершафт, поцеловаться, разбить рюмку и пуститься в пляс...
- В киношной среде вы до сих пор считаетесь одной из самых элегантных актрис.
- Я люблю красиво одеться. До сих пор ношу мини-юбки. Все обалдевают. Но это идет от моей профессии актера - что-то надо всегда придумывать, изобретать. Будто роль делаешь. И еще безумно люблю шляпы.
- Вы считаете, в зрелом возрасте есть свои прелести?
- Я не согласна с высказыванием, что каждая пора жизни хороша по- своему. Конечно, я стараюсь всегда поддерживать творческий тонус, но твердо убеждена: все самое лучшее в жизни у человека случается в ее первой половине.
- Клара Степановна, у вас есть рецепты, как дольше сохранить красоту?
- Красота - это особое состояние души. Это отношение человека к жизни. Не надо быть завистливой, коварной - все отразится на лице. Человек высыхает, глаза становятся колючими. Живи открыто, никому не желай зла, люби жизнь - и ты будешь красива.