СВОИ В ДОЗОРЕ

До недавнего времени Курчалойский район был одним из самых опасных регионов Чечни, где хозяйничали банды боевиков. Федеральные подразделения держали оборону против экстремистов. А простые чеченцы боялись выйти на улицу.Сегодня на охрану населенных пунктов и борьбу с бандами сепаратистов встали добровольческие отряды самообороны - бойцы службы безопасности.

При въезде в селение Цоцан-Юрт - база спецвзвода службы безопасности. Вместительный дом окружен каменными стенами с бойницами, подходы загромождены бетонными блоками. Во дворе пулеметные гнезда, в самом доме - несколько просторных комнат, уставленных топчанами, в козлах - автоматы и гранатометы.
Командир Альви Усманов - крепко сбитый парень лет 25 - встречает журналистов с заметной настороженностью. Я знаю, что еще несколько месяцев назад он находился в горах, в одной из банд боевиков. Но, как установили федеральные спецслужбы, тяжких преступлений за ним не числится. Оружие Альви сдал и порвал с боевиками под личную гарантию Ахмата Кадырова.
- Альви, почему ты принял такое решение?
Усманов долго молчит, наконец, неохотно роняет:
- Обманули меня полевые командиры. Сказали, что джихад против русских - дело святое, угодное Аллаху. Я воевал и не знал, что творится в моем родном Цоцан-Юрте. А здесь, оказывается, мои "собратья по оружию" установили настоящий террор. Только в Цоцан-Юрте банда Шамиля Гериханова уничтожила 86 мирных жителей, в том числе двух моих братьев. Вот так я и прозрел.
К нашей беседе подключаются другие ополченцы. Хожа Хасаев, уже немолодой чеченец, рассказывает, что бандиты ни за что убили двух дядей, а родственникам другого бойца - Ибрагима Яхьяева - председателю совета старейшин и его сыну бандиты вспороли животы. Только за то, что те потребовали прекратить бесчинства.
В спецвзводе - 35 жителей Цоцан-Юрта, и семьи буквально каждого из них понесли тяжелые потери.
- Вот мы и объединились, причем добровольно, в подразделение службы безопасности, чтобы покарать убийц и защитить односельчан, - говорит командир спецвзвода.
Выясняем любопытные подробности. Официально бойцы спецвзвода не числятся ни в одной силовой федеральной или чеченской структуре. Оружие им выдано командованием службы безопасности Ахмата Кадырова, а в смысле материального обеспечения добровольцы находятся, что называется, на подножном корму. Живут за счет пожертвований местной администрации и госхоза, им помогают то мукой, то крупами, то растительным маслом. Выдают и по три тысячи рублей в месяц. Откуда деньги? Присутствующий тут же начальник Курчалойского РОВД, бывший командир батальона службы безопасности Роман Эдилов разъясняет: находящиеся в штате Минобороны и чеченского МВД бойцы службы безопасности половину своей зарплаты отдают в "общий котел" - на денежное содержание добровольцев, не имеющих официального статуса.
Ситуация, конечно, странная. Люди, рискуя жизнью, стоят заслоном против боевиков, по сути, выполняют государственные функции, в то же время практически оставаясь вне закона.
- Хотя спецроты службы безопасности - подразделения и добровольные, - уточняет Роман Эдилов, - но действуют они не самостийно, а строго под контролем Регионального оперативного штаба (РОШ), координирующего деятельность всех силовых структур.
Именно тесное взаимодействие с РОШем позволяет успешно противостоять боевикам. За последние четыре месяца, рассказывает Эдилов, бойцам удалось полностью очистить все населенные пункты от бандитов. Почувствовав поддержку, за боевиков взялось и местное население. В селе Гельдиген, например, жители сами выгнали два десятка боевиков, которые затем в бою с ополченцами службы безопасности были уничтожены. А когда бойцы расстреляли самого Шамиля Гериханова, то жители села категорически отказались хоронить его на своей земле. "Собаке, - говорили люди, - собачья смерть".
- До последнего времени, - рассказывает начальник РОВД, - в районе буквально зверствовали банды Яриханова, Душаева, Мангериева и Элихаджиева по прозвищу Афганец.
Когда их банды были разгромлены, главари попытались отсидеться в Ингушетии, в частных домах в Назрани. Но все их передвижения службой безопасности отслеживались четко, и Курчалойский РОВД провел совместную с ингушской милицией операцию по задержанию преступников. Они были уничтожены в бою. А Афганца удалось заманить в ловушку. Сейчас он помещен в СИЗО и дает показания.
...Из Цоцан-Юрта мы выезжали, когда на горы уже спустилась ночь. Сидя в машине, я еще раз прослушивал магнитофонные записи своих бесед. Одна из них была особенно значимой. Провожавшие нас жители села выражали тревогу по поводу слухов о возможном расформировании спецвзвода службы безопасности. "Этого ни в коем случае нельзя допустить, - говорили люди, - иначе бандиты вернутся снова и будут всем нам мстить с еще большим зверством. Спасибо ополченцам за то, что в наши дома пришел мир". Эту просьбу в письменном виде за несколькими десятками подписей цоцан-юртовцы передали Роману Эдилову.
... Уже на выезде из села в темных придорожных зарослях вдруг вспыхнули лучи фонарей, прямо перед капотом автомобиля выросли фигуры вооруженных людей.
Лучи скользнули по нашим лицам, высветили Романа Эдилова.
- А, комбат! - послышался голос. - Докладываю: секреты и дозоры расставлены. В окрестностях села все спокойно.