ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: ПОРА НАЖАТЬ НА ТОРМОЗА

ВИНОВАТЫ СВЕРХПРИБЫЛИ?
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, с

ВИНОВАТЫ СВЕРХПРИБЫЛИ?
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, с конца декабря 2003 года оптовые цены на бензин Аи-92 увеличились на 38 процентов, на Аи-76 - на 45 процентов, на дизельное топливо - на 44 процента. И практически сравнялись с ценами крупнейшего потребителя нефти - США. По росту цен на бензин Россия обгоняет не только государства ОПЕК, но и большинство стран, импортирующих "черное золото". Естественно, возникает вопрос, почему так стремительно дорожает бензин?
Нефтяники кивают на мировой рынок, где цены на углеводороды высоки как никогда. Но до сих пор российские производители бензина не были замечены в закупке сырья за рубежом. А если нефть своя, налоги и себестоимость ее добычи остались прежними, то главная причина подорожания бензина - желание нефтяных компаний и трейдеров получить больше прибыли, воспользовавшись ситуацией. При этом прибыль от роста цен идет в карманы производителей.
Между прочим, в Арабских Эмиратах цена бензина, несмотря на лихорадку на Лондонской сырьевой бирже, стабильно держится на уровне 10 центов за литр. А у нас, получается, в пять раз дороже. В результате страна, являясь одним из мировых лидеров по запасам углеводородов и доходам от экспорта, по уровню доходов на душу населения занимает едва ли не последнее место среди нефтедобывающих стран.
По данным Минэкономразвития и ГТК, свыше 70 процентов выручки от продажи нефти получают добывающие компании и торгово-посреднические структуры, отгружающие российскую нефть в ближнее и дальнее зарубежье. Причем как минимум треть экспортных нефтедолларов оседает в многочисленных зарубежных офшорах. С конца 80-х годов нефтяные компании эксплуатируют действующие месторождения, предпочитая не тратиться на геологоразведку и промышленное освоение новых скважин. При этом на нефтяном рынке правят бал многочисленные посреднические структуры, зачастую являющиеся дочками нефтяных компаний. Они завышают минимум на треть расценки на нефтепродукты.
Ну а что же правительство? Всем давно уже известно, что на бензиновом рынке существует монополистический сговор. И бороться с ним с помощью пошлин бесполезно, потому что это бремя "нефтяные короли" моментально перекладывают на население.
По мнению аудитора Счетной палаты Владимира Панскова, надо установить квоты на поставку сырья на внутренний рынок. Но, главное, цены на горючее внутри страны не должны меняться в зависимости от спекулятивной конъюнктуры на мировых рынках. Тем более в такой северной стране, как Россия. У нас зависимость экономики и социальной сферы от цен на энергоносители гораздо выше, чем в Евросоюзе, не говоря уже об Эмиратах.
Если мы хотим обеспечить заявленный президентом рост ВВП, правительство должно жестко проводить намеченную политику и обуздать спекулятивные аппетиты монополистов. Любыми путями.
Анатолий ВЕЛЕДНИЦКИЙ.
ТАК МЫ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕМ
В то, что "взбесившиеся" цены на бензин в России в ближайшее время "придут в себя", не верит уже, кажется, никто.
Правда, для москвичей есть такой выход - заправляться на АЗС в Подмосковье, где по сравнению со столицей цены за литр ниже от 20 копеек почти до рубля. Но так ли хорош этот вариант? И почему топливо на бензоколонках, расположенных за московской кольцевой дорогой, дешевле, чем в столице? Эти вопросы корреспондент "Труда" адресовал водителям, заехавшим подкормить своих "железных коней" на АЗС, которые разместились на Киевском и Минском шоссе недалеко от МКАД.
Но вначале попросил автолюбителей сделать прогноз: насколько может подорожать топливо до конца года? Среди десятка опрошенных, как и следовало ожидать, оптимистов не нашлось. Процентов на 15-20, не меньше - таким было их предположение.
Что же касается выбора заправок, мнения водителей сильно разошлись. Только Николай, владелец "Жигулей", признался, что заправляется где придется. Да еще Марина, подрулившая на "Хонде", весело заметила, что, когда бензин кончается, о его качестве уже не задумываешься - главное долить в бак живительную для машины влагу. Для остальных же, как выяснилось, бензин подешевле, конечно, хорошо, но и качество топлива дорогого стоит.
- Я часто заправляюсь в Подмосковье, здесь обычно дешевле, - сказал Федор, владелец "Москвича".
Однако подъехавший на "Жигулях" Виктор был с Федором категорически не согласен.
- Бензин за городом плохой, - сказал он. - Опасность залить в бак гадость очень велика. Здесь остановился только потому, что деваться некуда...
- Проблемы с качеством бензина есть и в Москве. А вообще предпочитаю бензин одной компании, - отметил владелец "Хонды" Сергей.
Зато, отвечая на вопрос, почему в Подмосковье бензин стоит дешевле, чем в столице, опрошенные проявили единодушие: все зависит от покупательной способности населения. В столице она выше, поэтому и бензин дороже.
Сергей ЮРГИН.
Потребительские цены на автомобильный бензин в России с 6 по 12 сентября 2004 г. выросли на 1,8% по сравнению с предыдущей неделей и на 6 сентября составили 13,17 руб. за литр, сообщает Федеральная служба государственной статистики.
В том числе потребительские цены на бензин марки А-76 выросли на 2,1% - до 11,46 за литр, на бензин марки Аи-92 - на 1,2% - до 13,95 руб. за литр, на бензин марки Аи-95 - на 1,1% - до 15,13 руб. за литр. Дизельное топливо за указанный период подорожало на 2,6% - до 11 руб. за литр.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
СТОИТ И ВЛАСТЬ УПОТРЕБИТЬ
На прошедшем в Торгово-промышленной палате РФ совещании по проблемам ценообразования на рынке нефтепродуктов, где участвовали представители Минэкономразвития, московского правительства, ученые и эксперты, одни предлагали установить жесткие квоты для нефтяных компаний, повысить экспортные пошлины. Другие ратовали за возвращение директивных заданий по поставкам горючего на внутренний рынок. Представитель Минфина прямо предложил "запереть нефть внутри страны".
А вот что думают наши эксперты.
Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы:
- В начале 90-х были выделены предприятия нефтепродуктообеспечения, которые снабжали топливом соседние регионы. С этого началась региональная монополизация. Сегодня АЗС зависит от нефтяных компаний. Им сложно приобрести топливо по рыночной цене, потому что рынка нефтепродуктов как такового не существует. Цены практически задают нефтяники. Если у АЗС появится возможность покупать топливо, скажем, на бирже, они перестанут зависеть от нефтяных компаний. Тогда возникнет конкуренция.
Но у государства есть возможность проводить интервенции, предварительно закупая бензин или любое другое топливо в период пониженного спроса и выбрасывая эти продукты на рынок в период повышенного спроса. Как это было на зерновом рынке, когда государство разрулило проблему, скупив осенью зерно у крестьян. Этот опыт можно использовать, чтобы поставить на место бензиновых спекулянтов.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института глобализации:
- Чтобы остановить рост цен, необходимо последовательно проводить антимонопольную политику. А у нас бороться с монополиями не принято, потому что это крупные предприятия, которые обеспечивают солидные поступления в бюджет. Когда наши нефтяники уверяют, что бензин дорожает, потому что растут мировые цены на нефть, они лукавят. Российский рынок бензина с мировым прямо не связан. Нефть достается добывающей ее России по остаточному признаку. Это та нефть, для вывоза которой не хватает транспортных мощностей. Поэтому сравнение внутренних цен с мировыми не оправдано. Бороться с монополистами государство не хочет.
Виктор ИВАНТЕР, директор Института народнохозяйственного прогнозирования:
- В отличие от Эмиратов наш топливный рынок монопольный и криминальный. И до тех пор, пока он будет оставаться таким, цены будут расти. Никогда не удастся найти документальное подтверждение наличия сговора. Глупо надеяться, что будет черным по белому написано: "мы, монополисты, подписываемся в том, что ограбили сограждан... "
Но если власть захочет поставить на место монополистов, то она это легко сделает.
Страницу подготовил Анатолий АЛЬШИЦ.