27 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК
Воздвижение Честного и Животворящаго Креста Господня. Этот праздник соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретение Креста при императоре Константине и возвращение его в Иерусалим при Ираклии.
28 СЕНТЯБРЯ, ВТОРНИК
Память великомученика Никиты (ок. 372). Святой Никита был готским воином и жил на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии в середине IV столетия. Его обратил в христианство и крестил епископ Феофил, известный просветитель готов и участник первого Вселенского собора в 325 году. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал князя Афанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он скончался 15 сентября 372 г. Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления.
29 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА
Память святителя Московского Киприана, всея Руси чудотворца (1406). По происхождению серб (или болгарин), подвизался на Афоне. В 1375 (1376) г. был поставлен в митрополиты всея Руси еще при жизни св. Митрополита Алексия.
30 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ
Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). В царствование императора Адриана в Риме жила благочестивая вдова София. У нее было три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Император пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Он стал настойчиво требовать, чтобы девочки принесли жертву языческим богам, но они с негодованием отвергли его приказ. Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам.
1 ОКТЯБРЯ, ПЯТНИЦА
Память преподобного Евмения, епископа Гортинского (VII).
2 ОКТЯБРЯ, СУББОТА
Память благоверного князя Феодора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
3 ОКТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
Память мучеников и исповедников Михаила князя Черниговского и боярина его Феодора, чудотворцев (1245). Перед входом в ставку хана Батыя монгольские жрецы потребовали от князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: "Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари". Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Русские люди выбрали мученический венец.