СИРОТА ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Депутаты Госдумы обратились к председателю правительства Михаилу Фрадкову с парламентским запросом, требуя создать россиянам условия для приоритетного усыновления детей-сирот, а также ужесточить контроль над международным усыновлением.

По данным МВД РФ, за 10 последних лет иностранные усыновители вывезли за рубеж более 45 тысяч детей-сирот. Много это или мало, если учесть, что в казенных детских учреждениях страны содержится около 760 тысяч сирот и цифра эта с годами не уменьшается. Что делать с брошенными детьми?
Депутаты считают, понятно, что россияне должны активнее усыновлять сирот. В 2003 году иностранцы взяли в семьи 8800 сирот - на 500 больше, чем "наши", а в 2004 году - уже на 2 тысячи больше. В условиях демографического кризиса в стране такое положение дел не может не тревожить. Представитель МВД и вовсе заявил: массовый вывоз детей за границу создает угрозу потери генофонда.
- Разве нам самим не нужны дети? - рассуждает председатель Комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова. - В России - 6,5 миллиона бесплодных женщин и 4,5 миллиона бесплодных мужчин. Среди них найдется немало желающих усыновить ребенка. И надо предоставить для этого все возможности.
Но ведь по закону россияне и так имеют первоочередное право на усыновление. Ребенка можно предлагать иностранцам лишь после того, как от него неоднократно отказались потенциальные родители на Родине. Более того, уже внесены изменения в Семейный кодекс РФ: суд при решении вопроса об усыновлении может сделать и некоторое отступление от существующих норм. Допустим, если у будущих усыновителей жилплощадь немного меньше установленной законом или зарплата чуть ниже, то суд пойдет им навстречу. И срок поиска родителей среди соотечественников продлен с 4 месяцев до 8. Тем не менее в июне в банке данных на усыновление официально значилось 180 тысяч сирот, и россияне не выстраиваются в очередь за ними. Мы что - такие бездушные?
На этот вопрос попытались ответить социологи ВЦИОМ. По их данным, 76 процентов опрошенных объясняют это одним: у наших граждан меньше материальных возможностей для усыновления детей, чем у иностранцев. Значительно реже назывались такие причины, как равнодушие самих граждан к проблемам детей-сирот (16 процентов), плохая работа государственных и муниципальных органов, отвечающих за усыновление (16), волокита в органах социальной опеки, коррумпированность государственных и муниципальных органов.
Впрочем, и без специальных исследований очевидно: большинство россиян обеспечены хуже, чем те, кто едет в Россию за детьми. Для американцев прокормить ребенка - не проблема, а у нас взять "лишний рот" - многим не по средствам. Приемышу еще надо дать лечение, в котором нуждаются большинство сирот. И выучить. Для этого родитель должен быть уверен, что у него и завтра будет гарантированный доход, который позволит поднять ребенка на ноги. Но в нашем государстве какие-то умники сочли, что можно содержать ребенка на 70 рублей детского пособия, которое и то сейчас дается только малообеспеченным семьям. Почему-то по этому поводу депутаты не шлют гневные запросы Фрадкову с Кудриным...
Бороться с вывозом сирот за рубеж можно только создав для них нормальные условия на Родине. У нас младенцы, от которых мамаши отказались в роддомах, годами остаются в больницах. А потом попадают в детдома, где условия содержания известно какие, - и убегают оттуда на вокзалы. И в этом вина государства, на чьем попечении находятся дети, - оно обязано их как следует кормить, одевать и воспитывать. А также искать им родителей.
И если сегодня мы не настолько обеспечены, чтобы усыновить сироту, то есть же и другие способы устройства детей в семью. Например, опекунство, попечительство, приемные семьи, семейные детдома... Но они опять же требуют финансового соучастия государства, обязанного выделять пособия на подопечных, зарплаты родителям-воспитателям. И на таких условиях многие готовы принять участие в судьбе сирот. Та же Екатерина Лахова приводила такой факт: в Калужской области, где родители-воспитатели получают зарплату и пособие на содержание сироты (примерно 6,5 тысячи в месяц), сразу появилось 400 приемных семей. А всего в 2004 году российские семьи взяли на воспитание свыше 100 тысяч детей. Так что наши люди не бездушны, бедны в большинстве - это да.
Что касается требования ужесточить контроль над международным усыновлением, то это депутаты объясняют "особой остротой" ситуации, а конкретно - "участившимися случаями физического насилия над детьми". Только в США погибли 14 усыновленных российских детей. Комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей считает, что для усиления контроля за судьбами наших детей необходимо заключать двусторонние договоры со странами-усыновителями, а до той поры ввести мораторий на усыновление "в странах, где погибают дети". Этот вопрос не впервые поднимается в парламенте, но единодушия среди депутатов нет. Мораторий означал бы запрет на усыновление, в первую очередь для американцев. США - федеративное государство, где у штатов - собственное семейное законодательство, поэтому заключение двустороннего договора невозможно. Там считают: достаточно существующей Конвенции о правах ребенка, где прописаны все нормы и гарантии. Спор через океан пока не завершен.
Конечно, убийства российских сирот в США - подлинная трагедия. Но люди с аномалиями есть в любой стране, это не повод перекрывать кислород всем остальным. Почему за такие преступления должны расплачиваться те, кто берет сирот из любви к детям и сострадания, а тем более сами ребятишки, которых лишают возможности иметь любящую семью, пусть и за океаном? Для многих сирот, особенно больных, которых россияне не хотят брать, зарубежное усыновление становится просто спасением. В большинстве случаев, попадая за границу, они оказываются в лучших условиях, чем у нас. И другой грустный аргумент: разве в России нет детоубийц? У нас, по данным Генпрокуратуры, за пять лет от рук родителей погибли 1068 детей. Мы что, на этом основании запретим всем россиянам усыновлять сирот?
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей ФРИДИНСКИЙ, заместитель Генпрокурора РФ:
- Недавно в Москву прилетал президент американского Национального совета по усыновлению Томас Атвуд. Мы с ним обсудили ситуацию с усыновлением наших сирот. Он сказал, что американцы, как и мы, потрясены гибелью усыновленных детей. Они осознают ответственность и примут все меры, чтобы исключить повторение беды.
Договорились так: американские власти усилят контроль над семьями, в которых живут маленькие россияне. Атвуд сам предложил сократить сроки предоставления нашей стране отчетов о положении усыновленных детей. Социальные работники готовы посещать семьи не через полгода после приезда ребенка в США, как положено сейчас, а через месяц, через три, шесть - для раннего выявления опасной ситуации. И отчеты станут основательнее.
Мы подробно обсудили вопрос о так называемом "независимом усыновлении", когда иностранцы не прибегают к помощи аккредитованных агентств, а самостоятельно находят ребенка в России. Убийства детей случились именно в таких семьях. Генпрокуратура не раз заявляла, что надо законодательно запретить независимое усыновление для государств, которые имеют в России свои агентства. Хотя и в их деятельности немало нарушений. Атвуд с этим согласился.
Ни о моратории, ни об отмене международного усыновления речи не было, поскольку Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и будет ее выполнять.
Альберт ЛИХАНОВ, председатель Российского детского фонда, писатель:
- Конечно, было бы хорошо, если бы наши граждане брали сирот. Но не берут. И не потому, что не хотят - трудно жить. Недавно на пленуме детского фонда известный педиатр, академик Вячеслав Тоболин рассказал, что в Филатовской больнице сейчас находятся 120 детей-"отказников", никому не нужных. Допустим, настоят депутаты на двусторонних договорах, что для США неприемлемо, остановят вывоз российских сирот за границу - кому будет легче? Чиновникам и бюрократам? А дети плачут сегодня и жаждут родителей! Они не могут ждать, пока в стране наведут порядок. Если государство не хочет заботиться о сиротах, пусть не мешает это делать добрым людям.
Детский фонд с 1988 года ведет проект "Семейный детдом", по нашему призыву сотни семей взяли из казенных учреждений по 5 - 10 детей. Эти замечательные люди вырастили уже не одно поколение. Например, семья Сорокиных в Ростовской области воспитала 45 детей. Теперь за стол собирается в общей сложности больше 120 человек - уже со своими детьми. Одного младенца Татьяна Васильевна вытащила из мусорного бака - он был с волчьей пастью и с заячьей губой. Ему сделали больше 10 операций. Когда потребовалось переливание крови, мать давала свою. Теперь он уже юноша, мечтает об армии - хочет доказать, что он такой же полноценный, как другие.
Но сколько препятствий чинят нашим семейным детдомам чиновники от образования! Недавно Татьяна Васильевна зашла в больницу - там три младенца, от которых отказались мамаши. Она не выдержала, говорит: "Да я их возьму к себе". А органы опеки - ни в какую: "Мы "добро" не дадим". Ну раздражает их такая большая семья, она им не понятна. Тогда Сорокины взяли, да и усыновили малышей. А препятствуют чиновники на местах зачастую потому, что видят в сиротах источник наживы для себя. Вот кого надо бы контролировать...