ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА ВЗЛЕТЕТЬ

В качестве увертюры к предстоящему заседанию кабинета министров прозвучало заявление премьер-министра Михаила Фрадкова о начале формирования расширенного правительства. Он объявил, что теперь наряду с министрами в зале заседания будут заседать губернаторы. Официально альянс властей будет именоваться "комиссией по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации". Сам премьер назвал это очень коротко и емко - расширенное заседание правительства. И добавил: региональная тема становится стержневой для кабинета, "речь будет идти об объединении усилий для повышения конкурентоспособности российской экономики и обеспечении темпов ее роста". А затем глава правительства приступил к текущим вопросам повестки дня. Тема конкурентоспособности получила самое что ни на есть подробное изложение.

Вчера премьер М.Фрадков охарактеризовал положение дел в российском авиапроме красноречиво: "Наступает предел терпению". На заседании кабинета он раскритиковал попытки Минпромэнерго построить на обломках отрасли объединенную авиастроительную компанию. Глава кабинета не исключил, что к развалу отрасли могли приложить руку и западные конкуренты, которые намерены завоевать российское небо.
"Президент не летает на "девяносто шестых" - это ЧП, просто ЧП" - с этих слов Михаил Фрадков начал заседание правительства, первым вопросом которого значилась стратегия развития авиационной промышленности. От куратора отрасли и докладчика, главы Минпромэнерго Виктора Христенко премьер потребовал представить детальный план развития авиапрома и проект создания единой компании: "Иначе вы получите эффект коммерческий, а мы получим то, что 12-летние "Боинги" уже не нужны и нам будут продавать новые". При этом премьер напомнил, что 2010 год - крайний срок вывода отрасли из кризиса, дальше, если не принять срочных мер, "начнется отсчет нашей неконкурентоспособности". Здесь Фрадков явно приукрасил действительность, так как наши самолеты давно проигрывают сражение за мировой рынок. Сейчас задача куда более скромная - сохранить бы российское небо для перевозок.
Премьер заподозрил в наших проблемах недобросовестных конкурентов: "Со всех сторон поджали - и ВТО, и ЕС". Вполне вероятно, что причиной многих проблем в авиапроме являются предстоящее открытие рынка внутренних авиаперевозок и попытки зарубежных компаний его завоевать всеми методами. "Мир идет семимильными шагами в направлении создания современной авиатехники", - горестно констатировал Фрадков и добавил, что мы тащимся в хвосте этого процесса. А в качестве примера он привел случай с отказом тормозов на президентском Ил-96 и призвал разобраться с передачей в доверительное управление акций Воронежского авиазавода частному бизнесу. Присутствовавший в зале депутат Госдумы Александр Лебедев, контролирующий деятельность фирмы "Ильюшин-Финанс", защищался как мог. А чтобы доказать, что неполадки на борту Ил-96 - выдумки, заявил, что готов хоть сейчас подняться на нем в воздух. При этом напомнил, что лизинговая фирма фактически является частно-государственной, поскольку контрольный пакет акций принадлежит государству. "Но правительство палец о палец не ударило, чтобы защитить партнерство", - бросил он камень в огород министров, имея в виду недавний арест акций компании. Обиженный Лебедев пообещал, что правительство еще столкнется с проблемами в подборе частных партнеров при формировании ОАК (объединенной авиационной компании).
По мнению депутата, проблемы в отрасли и оттого, что в ней слишком много государства, и предложил передать частному сектору Ульяновский и Воронежский авиазаводы. Герман Греф рассуждает так же. Глава экономического ведомства предложил в течение двух недель выпустить указ о создании ОАК и тут же ее приватизировать. "Государство должно уйти из этого бизнеса", - в который уже раз проявил свою либеральность Греф.
Судя по всему, в правительстве нет согласия по ключевым проблемам авиапрома. Министр транспорта Игорь Левитин неожиданно предложил ввести временные таможенные льготы на ввоз новых самолетов в Россию, "которые не имеют аналогов в России". Мотив убойный: "необходимо, чтобы люди летали на безопасных машинах". А Христенко тут же уточнил, что пошлины могут быть частично отменены для самолетов типа Boeing-787 и A-350. Это как раз те самые лайнеры, о конкурентной опасности которых в самом начале заседания предупреждал глава правительства.
Самое любопытное, что вся перепалка завершилась вполне мирно. Стратегию развития авиапрома ведомству Христенко поручено доработать с учетом замечаний министров. А каких именно - не сказано.