СТРАХОВЩИКИ СОВЕТУЮТСЯ

На Западе обязательное автострахование существует более полувека, а нашему полису ОСАГО лишь 1 января 2007-го исполнится три года. В столичном отеле "Мариотт" страховщики ведущих западных стран слушали российских коллег и делились собственным опытом. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке, однако в атмосфере некоторого взаимонепонимания.

Поэтому гостей внимательно слушали, но кое-что понять никак не могли.
Вот, скажем, у нас привычна такая картина. Посреди улицы стоят две машины, слегка "клюнувшие" друг друга, а сзади огромная пробка из желающих сквозь узкое горлышко объехать пострадавших. Помятое крыло или погнутый бампер не мешает отъехать в сторонку и, освободив проезд, составить документ с описанием ДТП. Но делать это у нас до приезда милиции категорически запрещается.
Томас Шеффер, представитель Германского союза страховщиков, сообщил, что у них полицию вызывают, когда есть пострадавшие. В остальных случаях решение принимают сами участники ДТП. Если есть разногласия, то звонят в полицию, и она приезжает через час-полтора. А чего торопиться? Водители с машинами стоят в сторонке. Дальше все финансовые вопросы решают адвокаты компании. При этом, чтобы получить через суд возмещение, достаточно представить в страховую компанию автомобиль страхователя...
Вот тут у российских страховщиков возникают вопросы. А где гарантия, допытывается представитель одной из компаний, что это не имитация ДТП - может, он сам ударился об забор, другого автомобиля рядом вообще не было? Такое, конечно, случается. Как признал Фредерик Нгиен Ким из агентства по борьбе со страховым мошенничеством во Франции, ежегодный убыток от этого в секторе страхования во Франции оценивается в 1,8 млрд. евро. Что составляет 5 - 6 процентов страховой премии, получаемой страховщиками.
- Так как же вы можете с этим мириться?! - возмущаются наши.
- Во Франции отношения страховщика и клиента строятся на доверии, - поясняет француз. - Без доверия нельзя строить бизнес.
При этом в 1989 году во Франции создали специальное агентство по борьбе со страховым мошенничеством. Наши страховщики - они еще только учатся и доверять, и проверять. Видимо, понимание необходимости выстраивать такие отношения с клиентом приходит не сразу.
И еще один ответ для многих прозвучал неожиданно. В Германии средний страховой взнос 254 евро, а средний размер выплат - 3500. В России полис ОСАГО владельцу "десятки" обойдется в 100 евро, но в случае аварии на ремонт он получит не больше 120 тысяч рублей. А в случае причинения ущерба здоровью и жизни компенсации просто несопоставимы. Максимальная сумма выплат в Германии и Франции - 2,5 млн. евро, в случае трех и более жертв - 7,5 млн. евро. А в России - 240 тысяч рублей (7 тысяч евро).
Никто не спорит: в России ОСАГО нужно не меньше, чем на Западе. Вот, скажем, во Франции автомобилей, как и у нас, 36 миллионов. Но у них в 2005 году на дорогах погибли 5 тысяч человек, а у нас гибнет в 6 - 7 раз больше. И одной из главных причин снижения смертности на дорогах французы называют установку автоматических радаров, которые круглые сутки следят за соблюдением скоростного режима. Между прочим, установлены радары на деньги, которые дает ОСАГО. Может быть, этот опыт страховщики возьмут на вооружение?