САММИТ НА ТРОИХ

Когда с мемориала "Нормандия - Неман" спало покрывало, небо над парижским аэропортом "Ле Бурже" прочертили французские "Миражи" и специально прилетевшие сюда наши "МиГи" и "Сухие". Так с торжественной церемонии открытия памятника знаменитому полку начался визит Владимира Путина во Францию.

На площади перед Музеем авиации президента РФ встречал его коллега Жак Ширак. Здесь же ветераны "Нормандии - Неман" Владимир Соболев, Валентин Огурцов, Юрий Максаев, их товарищи по оружию Жорж Мазюрель, Ролан де ла Пуап, Пьер Ларийон. Мемориал, представляющий собой две бронзовые фигуры - французского летчика и российского механика, устремивших взоры ввысь, возводили на паритетных началах. Компания "Аэропорты Парижа" взяла на себя подготовку архитектурного ансамбля, мы же - сам памятник, созданный скульптором Владимиром Суровцевым, и его доставку на место. На памятник, который обошелся в 270 тысяч евро, средства выделили наши "крылатые фирмы" - "Сухой", "Иркут", Рыбинские моторы - "Сатурн", Климовский завод моторов, а также некоторые другие.
Путь от "Ле Бурже" до Парижа два президента проделали, как это уже было не раз в прошлом, в одном лимузине. Жак Ширак завез Владимира Путина в гостиницу "Бристоль", где разместилась наша делегация, а сам отправился в Елисейский дворец - благо от гостиницы до него метров сто, не больше.
Чуть позже в резиденции французского президента, как здесь говорят, в атмосфере "душевного согласия" началась деловая часть рабочего визита. Среди международных проблем, которые обсуждались на встрече, фигурировало "горячее" иранское ядерное досье. В этом вопросе позиции двух стран близки: как Россия, так и Франция, о чем со всей ясностью на днях заявил, выступая на 61-й Генассамблее ООН, французский президент, отдают предпочтение переговорному процессу, а не санкциям по отношению к Тегерану. По их мнению, компромисс, при котором, с одной стороны, обеспечивался бы режим нераспространения оружия массового уничтожения, а с другой - право Ирана на "мирный атом", вполне возможен. Затрагивался также вопрос о положении в Ираке, где американская "демократизация" привела страну на грань гражданской войны с непредсказуемыми последствиями для региона, ливано-израильское урегулирование, а также предстоящие выборы нового Генсекретаря ООН - в конце декабря истекает срок полномочий Кофи Аннана. Судя по всему, все это плюс комплекс отношений между Евросоюзом и Россией будет обсуждаться и в субботу, когда в Компьене в 80 километрах к северу от Парижа к двум президентам для "саммита на троих" присоединится канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Понятно, что на встрече президентов не обошлось без обсуждения проблематики двустороннего экономического диалога. В первую очередь "новой темы" - транспортной. Два меморандума, подписанных в Елисейском дворце, посвящены как раз этому. Первый предусматривает глобальное сотрудничество между министерствами транспорта двух стран. Это железные дороги, авиация, автотрассы. Второй, конкретизируя первый, в качестве стратегического партнера называет французскую компанию "Винчи", которая имеет богатейший опыт в области проектирования, строительства платных автомобильных дорог, а также управления ими. Если конкретно, то речь идет о строительстве современнейшего автобана "Москва - Санкт-Петербург". Как мне стало известно, уже ведется его проектирование, а компания "Винчи" предоставила свою концепцию трассы, вплоть до схемы платежей по разным его участкам. Правда, все это не означает, что французы станут нашим единственным "собеседником": по каждому проекту будут проводиться тендеры с участием других иностранных фирм.
Была также затронута ситуация, возникшая в связи с тем, что Внешторгбанк приобрел за один миллиард евро 5 процентов акций ЕАДС - европейской корпорации, которая производит авиационную (аэробусы) и оборонную технику. По этому поводу здесь был поднят большой шум, звучали обвинения в адрес России: якобы она "вмешивается" в сферу, чувствительную для безопасности ЕС. Правда, при этом забывали о том, что тот же ЕАДС владеет 10 процентами нашей компании "Иркут", которая производит бомбардировщики-истребители "Сухой".
"ЕВРОПЕ НУЖЕН РУССКИЙ ГАЗ"
Президент французской газовой компании "Газ де Франс" Жан-Франсуа Сирелли отвечает на вопросы собственного корреспондента "Труда".
- На саммите в Париже речь идет и об энергетике. Как вам видится "энергодиалог" между Россией и Западной Европой, и в частности с Францией?
- Он, несомненно, имеет большое значение и отмечен духом доверия. Если говорить о французских газовиках, то у нас давние, прочные связи с российскими коллегами. К тому же нас заботят схожие проблемы. Да и политика "Газ де Франс" в энергетической области, по крайней мере, в том, что касается ее газовой составляющей, имеет много общего с газпромовской. Мир энергетики меняется. Как перед россиянами, так и перед нами встают новые большие задачи, новые вызовы времени. В этих условиях мы намерены, и я знаю, что такого же мнения придерживается руководство Газпрома, всячески развивать наши двусторонние отношения. Россия и впредь будет оставаться нашим надежным партнером, традиционным поставщиком природного газа.
- Последнее время то и дело слышны заявления о некоей "зависимости" Западной Европы от российского газа, о том, что Газпром якобы плетет коварные планы подмять под себя континентальный газовый рынок. В таком контексте представляют, в частности, проект Североевропейского газопровода, недавние договоренности, заключенные между Газпромом и Алжиром. Что вы думаете по этому поводу?
- Заинтересованность Европы в российском газе очевидна, потому что места его добычи относительно недалеки. Потому что существует развитая инфраструктура его транспортировки. Нам нужен российский газ, и это совершенно нормально. Не будем забывать также о том, что Россия - первая страна в мире по его запасам. Между нами за десятилетия сложились привилегированные партнерские отношения, и они останутся таковыми на многие десятилетия вперед. Таким образом, я не вижу в этом плане особых проблем. Вы упомянули Североевропейский газопровод, который будет проложен по дну Балтийского моря. Для чего он строится? Для того чтобы сделать надежнее поставки газа в Европу. Мы понимаем, что это крупный и важный проект. Более того, если это будет в интересах Газпрома, мы готовы принять в нем участие. С российскими газовиками у нас проблем нет. Нам понятны их планы, их стремление развиваться. Наше же желание - наращивать обоюдные связи, обогащать их новым содержанием, делать так, чтобы завтра они были еще более плодотворными и взаимовыгодными, чем сегодня.