К-3 ПРОСИТ ПОМОЩИ

Еще в августе этого года в Санкт-Петербурге мог появиться новый музей. На вечную стоянку на Неве рядом с крейсером "Аврора" несколько лет назад правительство РФ решило поставить один из самых заслуженных боевых кораблей нашего флота - первую советскую атомную подводную лодку К-3 "Ленинский комсомол". Не поставили. Более того, возможно, уже и не поставят, а порежут славный "Ленком" "на иголки". Почему? Разобраться попытался корреспондент "Труда".

СПРАВКА "ТРУДА"
Постановление Совета Министров СССР о проектировании и строительстве первого советского атомохода 627-го проекта подписано 9 сентября 1952 года. По замыслу корабль предназначался для нанесения ядерных ударов по военно-морским базам и другим стратегическим объектам на побережье США. Для этого подводную лодку предполагалось вооружить сверхмощной торпедой Т-15 длиною 24 метра и с дальностью хода до 50 километров. Впоследствии эти планы были пересмотрены. В итоге в 1957 году получился атомоход водоизмещением почти 5 тысяч тонн. Предельная глубина погружения - 300 метров. Полная скорость подводного хода - 30 узлов. Экипаж - 104 человека. Вооружение - 8 торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра. По основным характеристикам К-3 значительно превосходила первый американский атомоход "Наутилус", вступивший в строй в 1955 году.
В 1959 году К-3 под командованием капитана 1 ранга Л. Осипенко впервые прошла 260 миль под арктическими льдами. 17 июля 1962 года впервые же выполнила подводный переход к Северному полюсу.
Сегодня К-3 ждет своей участи на режимном предприятии - снежногорском судоремонтном заводе "Нерпа" на Кольском полуострове. Ее корма, сплошь заросшая ракушками, сиротливо торчит из эллинга. Легендарный атомоход похож на огромную мертвую рыбину, выброшенную на берег. Усиливает гнетущее впечатление полное безлюдье вокруг. С 1991 года, когда "Ленинский комсомол" вывели из боевого состава Северного флота, скитается он по дальним причалам Заполярья. Сначала - в Богом забытой Гремихе, теперь - здесь. Что теперь делать с "Ленинским комсомолом", на заводе не знает никто.
Заместитель директора "Нерпы" по производству Сергей Шишкин рассказал, что действительно есть принципиальное решение руководства страны о сохранении лодки в качестве музея. Но до сих пор нет соответствующего постановления правительства. А значит - нет и финансирования. Пока деньги выделены лишь на вырезку из корпуса корабля реакторного отсека. Эта работа будет выполнена в ближайшее время. А что дальше? На какие средства вместо вырезанного отсека делать его муляж? За чей счет превращать "Ленинский комсомол" в музей? Заводчане и так в ущерб давно держат лодку на стапелях. Но бесконечно это продолжаться не может. Если в ближайшее время в Москве денег не найдут, боюсь - ждет славный корабль американская пресс-гильотина "Харрис", давно установленная на "Нерпе". С производительностью 73 тонны металлолома в час она изрубила в капусту не одну нашу подлодку. Изрубит и К-3.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Капитан 1-го ранга Игорь КУРДИН, председатель Санкт-Петербургского клуба подводников:
- Эта история тянется еще с конца 80-х годов, когда КБ "Малахит" предложил увековечить славный атомоход, как сделали другие ядерные державы. Американский ровесник "Ленинского комсомола" "Наутилус" поставлен на вечную стоянку, британский "Дредноут" установлен на берегу, французский "Редутабль" - в доке. Ко всем трем субмаринам открыт доступ. У нас же все вязнет в бюрократическом болоте. Бывшие градоначальники Питера Анатолий Собчак, Владимир Яковлев и нынешний губернатор Валентина Матвиенко были "за" превращение К-3 в мемориал. Но воз и ныне там. Между тем на Запад продано 13 наших подводных лодок, которые переделаны где под морской музей, где под развлекательный комплекс.
Юрий Лужков, кстати, предложил поставить "Ленинский комсомол" в Москве. И взять расходы на себя. Но ведь корабль строился в Питере и встать на вечную стоянку, по моему мнению, должен именно там. Но, похоже, кроме ветеранов-подводников этого никому не надо.
Радий ШМАКОВ, бывший главный конструктор КБ "Малахит":
- За "Ленинский комсомол" мы боремся давно. Разработаны чертежи, чтобы вырезать реакторный отсек и вставить на его место "чистый" - с другой подлодки. Затем лодка будет спущена на воду. Уже согласовано и место будущей стоянки - у Литейного моста.
Лодка, кстати, в очень неплохом состоянии. Утилизировать ее, думаю, все же не решатся. В ноябре 2005 года представители Росатома, Минобороны, завода "Нерпа", "Севмаша" и администрации Санкт-Петербурга были единодушны - резать не дадим. Хотелось бы открыть музей в 2008 году, к 50-летию корабля. На это надо 400 миллионов рублей. Но город на эти цели не может дать ни копейки. Отправили письмо в Госдуму, чтобы в бюджете-2007 предусмотрели отдельную строку. Результат неизвестен.