Фильм Алексея Учителя «Край», который сегодня выходит в прокат, будет в этом году представлять Россию на «Оскаре». Корреспондент «Труда-7» перед премьерой встретилась с исполнителями главных ролей — Юлией Пересильд и Владимиром Машковым.
— Можно ли сказать, что ваша Софья в фильме «Край» — настоящая русская женщина, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет?
— Да, но в результате моя героиня становится жертвой и заложницей ситуации. Софья — смелая, сильная и решительная. Она и с мужчинами умеет легко обращаться. Несмотря на то что по своей натуре она борец, по уши влюбившись в Игната, героя Владимира Машкова, становится очень уязвимой. Софья мечтает о том, чтобы у них с Игнатом была настоящая семья, и ей не до его страсти к паровозам и гонкам. Но в итоге у нее ничего не получается. В поселке все Софью уважают, она главная на лесоповале и вообще заводила, но при этом самого желаемого у нее нет. Да, моя героиня сильная, но ее сила — от слабости.
— Почему герой Владимира Машкова предпочитает красивой, сексуальной Софье дикарку немку Эльзу, прожившую четыре года в паровозе и оторванную от земли?
— Вот в этом и есть парадокс любви! Правда, с Эльзой Игната объединяет общее дело, а точнее, их соединяет и объединяет паровоз «Густав», потому что без паровозов Игнат не мыслит своей жизни. Вот и получается, что Софье нужна семья, а Игнату — паровозы и гонки.
— Казалось бы, как может груда старого металла объединять мужчину и девушку…
— Посмотрев «Край», увидите, что может и старый паровоз объединять. Одна из главных причин, связывающих мужчину и женщину, — это общее дело, одна профессия, единое стремление к
— Софья, отвечая на вопрос своего бывшего сожителя Степана, чем Игнат лучше него, объясняет: «В нем чертей больше». Не свидетельство ли это того, что русская женщина всегда из двух зол выберет большее? Кстати, вот эти «черти» помогли Игнату дойти до Берлина и победить фашистов?
— Думаю, помогли. По законам здравого смысла невозможно объяснить, почему Софья предпочитает Игната. Ведь Машков играет не бравого победителя с блестящими медалями, а замученного войной, уставшего, контуженного, злого, колючего чужака. А рядом с Софьей был добрый и надежный Степан, свой, который заботился о ней и о ребенке. Но Софья — не та женщина, которая думает, рассчитывает. Она чувствует всем своим женским нутром, и когда ощущает, что в мужчине есть нечто, без чего она не сможет жить, то бросается к нему сломя голову. Софья так и останется с мыслью, что без Игната она не может жить, и поэтому она — главная жертва этой истории.
— Неужели после такой страшной войны нашим людям нечем было больше заняться, кроме как сходить с ума от любви?
— Хотя я в то время не жила, но все то, что читала о войне или слышала, говорит о том, что после войны накал страстей был сумасшедший. У людей не было времени на жеманство и кокетство, ибо слишком много до этого они терпели, много ждали, много видели страшного. Возможно, в некоторых сценах нашего фильма ощущается просто языческая, животная энергия.
— Машков раньше говорил в интервью, что больше всего ненавидит в кино постельные сцены, потому что все в них не
— Может быть, после фильма «Край» Машков изменит свое отношение к интимным сценам. Если серьезно, то откровенные любовные сцены всегда вызывают страх. Мы очень волновались. Наша сцена любви была неизменной от первого варианта сценария до последнего — 109 раз переписывался сценарий. Сцена в постели — хотя не хочу произносить этого слова — очень важна как для понимания характеров и судеб моей героини и героя Машкова, так и вообще всего происходящего с ними. Редко бывает, когда любовная сцена несет огромную смысловую нагрузку. Впрочем, как ни странно, всю любовную сцену мы сняли очень быстро, за один день, хотя внутренний зажим, по крайней мере у меня, был ощутим.
— Простите за назойливость, но какой судьбоносный смысл в том, что свободный мужик, пришедший с войны, переспал с красивой бабой?
— В близости с Софьей Игнат первый раз после войны почувствовал себя мужчиной. А потом он, влюбившись в Эльзу, ее бросает. Еще поэтому разрыв Софьи с Игнатом такой болезненный для обоих.
— Алексей Учитель признался «Труду», что фильм «Край» рождался в муках, как и другие его картины. Вы считаете, что страдания, лишения, переживания необходимы для того, чтобы достучаться до зрителя?
— Наверное, да. Как правило, у больших актеров все очень непросто в жизни. Однажды Елена Сафонова, с которой мы вместе снимались, поразила меня тем, что в одной сцене очень легко, просто сиюминутно заплакала. Когда я у нее спросила, как ей это удается, она ответила: «Просто мне есть что вспомнить». Очень часто актеры достают эмоции для своих героев из сердца.
Наше досье
Юлия Пересильд
Родилась в 1984 году в Пскове.
В
Как киноактриса завоевала популярность благодаря ролям в сериалах «Участок» (2003), «Есенин» (2005), «Паутина» (2007), «Я вернусь» (2009) и фильмах Алексея Учителя «Пленный» (2008) и «Край» (2010).