Мечты сбываются: в Анапе в 23-й раз открылся «Киношок»

В этом году мероприятие покинул его бессменный президент, известный драматург и режиссер Виктор Мережко

Цифра не круглая, но оказавшаяся для киносмотра, объединяющего мастеров кино со всего постсоветского пространства, рубежной. «Киношок» в этом году покинул его бессменный президент, известный драматург и режиссер Виктор Мережко. По одним сведениям — устал, запросился на покой. По другим — вместе с Никитой Михалковым занят нынче организацией нового кинофестиваля в Крыму, под который Министерство культуры якобы собирается выделить беспрецедентный бюджет.

«Киношок», несмотря на всю важность своей объединительной миссии, традиционно получает от государства сущие крохи — порядка 4 млн рублей. Остальное в поте лица приходится добывать вице-президенту фестиваля, прекрасной актрисе Ирине Шевчук, которую все помнят и любят по фильму «А зори здесь тихие». В этом году дружеское плечо ей подставил известный деятель телевизионного кино Владимир Игнатьев, который вызвался стать генеральным продюсером «Киношока». Больших денег в фестивальную казну это пока не принесло, но зато появилось немало новых идей по модернизации старейшего и престижнейшего отечественного фестиваля.

Начали с площадки. Из пансионата «Фея-2», затерянного в районе песчаных пляжей поселка Джемете, «Киношок» нынче переехал в центр города, в современный пансионат «Океан». Он расположен рядом с яхт-клубом, шикарными ресторанами и другими престижными точками на карте города. Это позволит, не без оснований надеется руководство «Киношока», подтянуть к фестивалю городские бизнес-структуры, а также привлечь к просмот-рам и другим мероприятиям еще больше зрителей, которые окажутся в самом центре бурной кинематографической жизни.

Еще одна из новых идей руководителей фестиваля — создание в Анапе современного фестивального кинокомплекса, в котором найдется место и для музея «Киношока». За 22 предшествующих года через него прошло такое несметное количество интересных людей и прекрасных фильмов, что недостатка в экспонатах точно не будет. Руководство города и Кубани идею с киноцентром восприняло вполне доброжелательно. Это позволяет кинематографистам надеяться, что у них в Анапе появится свой постоянный дом, а «Киношок» со временем станет не разовым, а круглогодично действующим мероприятием. Десанты мастеров кино с интересными фильмами и акциями могли бы высаживаться здесь не только в сентябре, но и весной, летом и даже зимой, ведь курортная жизнь в Анапе не замирает ни на день.

Но это планы скорого (или не очень скорого) будущего. А пока организаторы «Киношока» расстарались и сформировали, пожалуй, самую сильную программу за многие последние годы. В рамках фестиваля пройдет масса интереснейших мероприятий, например, цикл вечеров «Таинственный Параджанов», который отразит уникальное мультикультурное наследие великого режиссера. Один из дней будет посвящен памяти выдающегося литовского актера Донатаса Баниониса. Красной нитью через весь фестиваль пройдет показ документальных фильмов под рубрикой «Кино про кино», в рамках которой зрители ближе познакомятся с такими знаковыми персонажами мирового экрана, как Андрей Тарковский, Вуди Аллен, Эмир Кустурица, Олег Янковский, Лариса Кадочникова...

Но главное внимание на «Киношоке» будет отдано, конечно, конкурсам. Их в Анапе четыре. Это «Границы шока» (конкурс короткометражного кино), «ТВ-шок» (конкурс игровых телефильмов), «Киномалышок» (конкурс детского кино) и, наконец, основной конкурс, на котором представлены не только лучшие картины из Узбекистана, Эстонии, Украины, Киргизии, Армении, Литвы, Азербайджана, но и главные фильмы года из самой России.

Отборщики «Киношока» в этом году не стали заморачиваться с поиском новых, не известных специалистам картин, а осмысленно и принципиально пригласили на основной конкурс фильмы-победители двух основных российских фестивалей. Это «Испытание» Александра Котта (Гран-при «Кинотавра») и «Сын» Арсения Гончукова (Гран-при выборгского «Окна в Европу»). Им предстоит соревноваться, в частности, с такими международными хитами, как грузинская картина «Кукурузный остров» (Гран-при в Карловых Варах), украинский фильм «Племя» (Гран-при фестиваля «Зеркало» в Плесе), ряд других нашумевших картин, выдвинутых от своих стран на «Оскар».

Так что предсказать итоги анапского кинористалища сегодня не возьмется никто, в том числе международное жюри, которое по сложившейся киношоковской традиции возглавляет не деятель кино, а «человек со стороны», не замешанный в киношных тусовках и распрях. Нынче эту почетную миссию доверили известному российскому фото-художнику, журналисту, главному редактору журнала «7 дней» Екатерине Рождественской. На церемонии открытия фестиваля Екатерина, в частности, сказала, что вместе со своим отцом, поэтом Робертом Рождественским, часто играла в детстве в города и всегда начинала игру со слова «Анапа». При этом ни при жизни отца, ни позже ей в этом городе побывать так и не удалось. И вот сейчас она первый раз в Анапе — мечтам рано или поздно свойственно сбываться.