Как испанских королей арабы купили

На что готовы идти футбольные клубы ради финансового благополучия

Футбольная Европа горячо обсуждает намерение мадридского «Реала» добавить к названию своего стадиона «Сантьяго Бернабеу» приставку «Абу-Даби». Любезность топ-клубов к спонсорам из арабского мира давно никого не удивляет, но в этот раз, похоже, будет перейдена грань приличия. Западным клубам, наживающим сотни миллионов на продаже билетов, трансляций и атрибутики, уже мало традиционных статей дохода. С каждым годом придумываются все более экзотические способы подзаработать. «Труд» вспомнил некоторые из них. Алчность боссов «Реала» уже вызывала негодование общественности. Два года назад мадридский клуб, некогда создававшийся при королевском дворе и транслировавший ценности католической монархии, согласился убрать со своей эмблемы венчающий корону крест. Изменения затронули лишь эмблему, начертанную на одном из зданий в ОАЭ, но сам факт, что европейцы отказываются от своих идеалов в угоду спонсорам из исламского мира, стал предметом острой дискуссии. Ранее на подобный трюк пошла «Барселона», за контракт на 500 млн евро «отредактировав» крест на фирменных футболках клуба, продающихся в странах Ближнего Востока, — теперь от него осталась только вертикальная полоса.

Грядущее переименование стадиона «Реала» тоже наверняка вызовет недовольство — в Мадриде хватает консервативной пуб-лики, ревностно относящейся к традициям. Тем более что фигура Сантьяго Бернабеу, президента клуба с 1943 по 1978 год, пользуется почетом и уважением. Недовольные подали голос еще в прошлом году, когда владельцы «сливочных» планировали назвать арену в честь компании «Майкрософт». Если же святыню футбольного Мадрида окутает знойный дух аравийской пустыни, возможны и активные протесты. В «Реале» оправдываются тем, что на переименовании клуб заработает 500 млн евро в течение 20 лет.

Кстати, это не предел. Стадион «Манчестер Сити» тоже недавно обзавелся восточным привкусом — имя «Этихад» приносит клубу более 100 млн евро ежегодно. У лондонского «Арсенала» выручка поскромнее: назвав свою арену в честь компании «Эмирейтс», канониры получат 116 млн. Стамбульский «Галатасарай» на «Тюрк Телеком Арене» заработает 100 млн, «Айнтрахт» на «Коммерцбанк Арене» — 30 млн, «Штутгарт» на «Мерседес-Бенц Арене» — 20 млн. Практика коммерческих названий добралась и до России: новый стадион «Спартака» шесть лет будет носить имя банка «Открытие», что обойдется спонсору в 1,2 млрд рублей.

Самые решительные идут дальше, переименовывая сам клуб. Греческий «Ксанти» теперь называется «Шкода Ксанти Атлетик Клуб», а эстонский «Олимп» стал «Левадией» в честь местной металлургической компании. Такая мера еще реже встречает понимание у болельщиков. Когда зальцбургская «Аустрия» решила назваться «Ред Буллом», часть ее фанатов устроила демарш и создала альтернативную «Аустрию» — с традиционными цветами и гимном. Намерения египетского спонсора переименовать «Халл Сити» в «Халл Тайгерс», равно как и планы арабских шейхов окрестить «Хетафе» «Командой Дубая», так и остались нереализованными — сопротивление фанатов было слишком велико. В России подмосковный «Сатурн» одно время назывался в честь телеканала «РЕН ТВ», а астраханский «Волгарь» побывал «Волгарь-Газпромом». Титульное спонсорство на этом фоне кажется привычной и безобидной вещью, хотя и его когда-то не было. Впервые имена компаний-покровителей стали размещать на футболках в Англии в 1970-х годах, а в нашей стране этой практике нет и двух десятилетий. Даже сегодня на футболках некоторых команд РПЛ остается место для вашей рекламы.

Немалые суммы топ-клубы выжимают из коммерческих турне — у нас гастролировать пробовал только ЦСКА, прошлым летом съездивший на предсезонную подготовку в Китай. Наконец, есть доходы, связанные со спортивной деятельностью весьма косвенно — именно на это направление сейчас делают ставку западные гранды. Тот же «Реал» строит собственный лечебно-оздоровительный комплекс в ОАЭ за 700 млн евро. А в Испании боссы «галактикос» выручают десятки миллионов, приобретая и сдавая в аренду недвижимость. Помимо этого, они собираются пристроить к стадиону торговые центры и гостиницы — каждый сезон кейтеринг будет приносить до 200 млн евро. Петербургский «Зенит» планирует перебраться на арену на Крестовском острове и собирать на кейтеринге порядка 50 млн в год — почти столько же, сколько с продажи билетов. Также коммерческие помещения предусмотрены в макетах новых стадионов ЦСКА и «Динамо».

Все шире и ассортимент товаров, производимых футбольными клубами. Месяц назад французский ПСЖ запустил линию собственных чипсов и йогуртов. С упаковок попробовать продукт зазывают звезды команды — Златан Ибрагимович, Тьяго Мотта, Йоан Кабай. Что дальше?