Астронавтам не советуют говорить с космонавтами

 На представительном ежегодном международном форуме космонавтов и астронавтов, который только что прошел в Пекине, остался в тени остросюжетный инцидент. О нем не сообщали агентства и газеты, хотя история заслуживает внимания.

Нынешний 27-й Планетарный конгресс Ассоциации участников космических полетов, собравший около 100 звездоплавателей из 19 стран, был посвящен перспективам внеземных пилотируемых экспедиций. Интерес к конгрессу подогревался заранее объявленной темой: «Сотрудничество: совместная реализация мечты человечества о полетах в космос». Все шесть дней были насыщены интересными докладами, дискуссиями, посещениями китайских городов, встречами с молодежью. Космонавты и астронавты были рады встретиться вновь, здесь царила атмо­сфера уважительности и дружбы.

Но вот что показалось удивительным некоторым гостям, не посвященным в тайные пружины мировой космонавтики. В американской делегации были только бывшие астронавты, ушедшие из отряда. Скажем, 77-летний Брюс Маккэндлесс, интересный собеседник, дважды летал в космос на шаттлах, но покинул НАСА почти четверть века назад. И другие ветераны ему под стать. Но почему же не приехали активные американские астронавты?

Организаторы конгресса, конечно же, знали ответ. В США еще три года назад был принят странный документ, известный как «запрет на космическое сот­рудничество с Китаем». И приехавшие в Пекин американские астронавты присутствовали на конгрессе в качестве частных граждан или членов Международной ассоциации космических исследователей, но никак не представителей НАСА. Понятно: тем, кто покинул НАСА, такая поездка ничем не грозит, а вот активные астронавты побоялись испортить карьеру. Как видим, выкрутасы американских политиканов бесцеремонно вторг­лись и в мировую космонавтику. О каком международном сотрудничестве может идти речь, если США возводят искусственную стену между представителями космических держав?

В Пекине острую тему старались деликатно обходить стороной.

Однако наш Валерий Рюмин, дважды Герой, конструктор и космонавт, четырежды совершавший полеты на околоземную орбиту, попросил на конгрессе слова и задал вопрос. «Мне хотелось бы выяснить, – сказал он, – почему на этот конгресс прибыли из США только бывшие астронавты? Конечно, все они уважаемые люди, много сделавшие для развития космонавтики. Но где же активные астронавты, которые сегодня летают на околоземную орбиту? В чем причина их отсутствия здесь? А ведь тема нынешней встречи – развитие сотрудничества…»

Тяжелая тишина повисла в зале. Валерий Рюмин давно известен в российской ракетно-космической отрасли своей принципиальностью. Всегда смело говорит правду, какой бы неприятной она ни была, не прогибаясь перед высоким начальством. Жестко критиковал за просчеты руководителей Роскосмоса (в том числе и в «Труде»), высказывал серьезные замечания партнерам-американцам, когда был руководителем работ по международной программе «Мир-НАСА». Не изменил он себе и в Пекине. Но вопросы Рюмина остались без ответа. Никто не решился коснуться этой пренеприятнейшей для США темы. После долгой паузы перешли к другим вопросам. Но позже заданный Рюминым вопрос тихонько обсуждали в кулуарах.

Я спросил Валерия Викторовича, только что вернувшегося из Китая, не опасается ли он, что США внесут его фамилию в черный список невъездных персон.

«Это меня мало волнует, – ответил Рюмин. – Но промолчать, считаю, было бы неправильным. Скажу больше. В кулуарах конгресса зарубежные астронавты, которых давно знаю, доверительно рассказывали мне, что перед отъездом в Пекин бывшим астронавтам США не рекомендовали контактировать с российскими коллегами. Интересно было наблюдать за членами американской группы. Кто-то следовал мракобесным указаниям, но многие дружески беседовали с нашими космонавтами, даже вместе поднимали стопочку за будущее тесное сотрудничество в космосе…»

В российской делегации были и бывшие космонавты, как, например, Алексей Леонов, Валерий Рюмин, и активные на сегодня звездоплаватели: Павел Виноградов, Олег Котов, Анатолий Иванишин, Олег Новицкий, Сергей Рязанский… «Это была интересная и полезная поездка, дух сотрудничества объединял всех», – сказал мне Павел Виноградов.

О планах расширения международного взаимодействия в ближайшем будущем говорили на конгрессе и китайские специалисты. Через 8 лет планируется построить на околоземной орбите 60-тонную китайскую космическую станцию. Первый модуль будет запущен уже в 2018-м, на два года раньше, чем объявлялось, а еще два модуля – в 2020-м и 2022 годах. При этом станцию планируется оснастить такими стыковочными узлами, чтобы к ней могли причаливать космические корабли разных стран. На китайской станции будут зарезервированы даже специальные платформы, которые можно использовать для международных совместных проектов.

Такой подход поддерживают и в Европейском космическом агентстве. Только дремучие политиканы пытаются тащить мировую космонавтику назад, во времена холодной войны. Стыдно за Америку...