06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Резник Ирина
Опубликовано 01:01 23 Октября 2000г.
Несколько месяцев назад общественные экологические организации выступили с инициативой проведения Всероссийского природоохранного референдума. "Зеленые" резко отрицательно отреагировали на упразднение трех министерских структур: Госкомэкологии, Рослесхоза и Роскомзема.

Российской общественности хорошо известен спектр существующих в нашей стране экологических проблем: несанкционированные свалки, выбросы предприятий, во много раз превышающие ПДК, ввоз на территорию России отработанных радиоактивных материалов. Но все это - лишь надводная часть айсберга. А глубже - проблемы контроля, реальная опасность потери комплексной, взаимосвязанной экоаналитической службы в стране.
Служба экоаналитического контроля, осуществляющая мониторинг химического загрязнения окружающей среды, начала формироваться с 1963 года. Тогда в ее функции входил лишь контроль источников водоснабжения. В 1998 году служба стала структурным подразделением Госкомэкологии. С этого момента началось формирование комплексных лабораторий, способных анализировать и контролировать источники химического загрязнения окружающей среды - выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы с территорий предприятий, производственные и бытовые отходы. Сегодня Госкомэкологии не существует. И проблема региональных инспекций экоаналитического контроля заключается в том, что они по-прежнему являются подразделениями "упраздненного" комитета. До конца года финансирование лабораторий решено сохранить в прежнем объеме. А что будет дальше?
В последнее время существования Госкомэкологии наметилась тенденция на создание региональными инспекциями собственных юридических лиц. В одних случаях создавались государственные учреждения. При них, конечно, открывались хозрасчетные лаборатории, но приоритет оставался за государственным экологическим контролем. В других случаях на базе инспекций формировались центры природоохранных услуг, фактически коммерческие предприятия. А коммерческие организации, как правило, не решают государственных задач.
К сожалению, велика опасность того, что региональные инспекции, не ставшие пока самостоятельными юридическими лицами, тоже могут превратиться в центры оказания природоохранных услуг и потерять статус государственных природоохранных органов. Если допустить развитие ситуации по этому сценарию, специалисты-экоаналитики потеряют возможность конструктивного сотрудничества с коллегами, получения объективной информации. А страна - отлаженную систему экоаналитического контроля. Не столь важно, в структуре Минприроды или Госкомэкологии будут находиться региональные инспекции, важно, чтобы они оставались государственными учреждениями. Необходимо сохранить существующую вертикаль, работающую по комплексной федеральной программе.
По пути создания госучреждений пошли экоаналитические службы Московской, Воронежской и Тверской областей.
ГУ "Московская областная инспекция экологического контроля и природопользования" было образовано на базе Сергиево-Посадской межрайонной инспекции в начале 2000 года. Сегодня это полноценная сеть из 11 комплексных лабораторий, каждая из которых обеспечивает контроль за 3-4 районами области. На ВЦ разрабатывается собственное уникальное программное обеспечение, составляются диаграммы, карты, дающие наглядную картину экологической ситуации в районах. Создан банк данных, содержащий сведения о 1200 предприятиях Московской области, осуществляющих сброс загрязняющих веществ, что дало возможность получать выборку по множеству показателей, прогнозировать возникновение опасности и своевременно принимать меры.
Московская областная инспекция смогла реализовать то, что было невозможно раньше, - проведение радиационного контроля. Образована и аккредитована лаборатория, решается вопрос о включении ее работы в федеральную программу радиационного мониторинга.
По договоренности с администрацией Сергиево-Посадского района здесь проводится эксперимент, связанный с созданием патрульной экологической службы. Инспектора собирают факты загрязнения окружающей среды, выявляют ответственных за это природопользователей, определяют размеры платежей в экологические фонды, проводят профилактическую работу. Хозрасчетные лаборатории ГУ оказывают платные услуги. "Мы добиваемся того, чтобы экологический контроль был выгоден государству, - говорит руководитель Московской областной инспекции А.А. Попов, - и предлагаем дешевый, но эффективный вариант контроля".
Инспекция готова поддержать аналитические службы других регионов, безвозмездно поделиться программным обеспечением, организационным опытом, оказать методическую помощь. "Мы хорошо подготовлены по юридическим и финансовым вопросам, - считает А.А.Попов, - наша база стабильно развивается. И я не вижу сегодня каких-либо серьезных препятствий для полноценной работы. Экоаналитическая служба в Московской области не только жива, но и набирает обороты!"


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников