ОПАСНАЯ ГЛУБИНА ПОГРУЖЕНИЯ

Мир продолжает следить за развитием событий вокруг АПЛ "Курск". А я хочу вернуться к событиям

Мир продолжает следить за развитием событий вокруг АПЛ "Курск". А я хочу вернуться к событиям годичной давности, когда наша местная общественность бросила клич собрать деньги на постройку нового подводного корабля - "Волгоград". Тогда-то и зародился у меня смутный протест против подобных призывов.
Из одной умной телепередачи узнал, что даже заглушенный реактор списанной подлодки с выгруженным топливом нуждается в непрерывном охлаждении при помощи циркуляционных водяных насосов. А значит, нужно держать вахту. С утилизацией списанных субмарин тоже большая возня. До сих пор технологами не решен вопрос о способе освобождения корпуса лодки от толстых резиновых листов, которыми он обклеен...
Но главное не в этом. Несколько атомных лодок уже затонули вместе со своей смертоносной начинкой. И если "Курск" все же подняли ценой неимоверных усилий, то другим уготована вечная могила в океанской пучине. Хотя могилой это назвать нельзя, ведь Мировой океан - единый организм, и он общий для людей и всего живого. В Саргассовом море на глубине 4 км покоится советская АПЛ с 16 баллистическими ракетами на борту, в Норвежском лежит на дне "Комсомолец" с полуразложившимися, если верить прессе, от коррозии ядерными торпедами... Вокруг этих аварийных ядерных объектов не построишь бетонного саркофага и не отгородишься 30-километровой зоной.
К чему я это пишу? Да к тому, что обе последние катастрофы, на мой взгляд, частично являются следствием гонки вооружений: "Комсомолец" побил не только рекорд глубины погружения для боевого корабля (1200 м), но и мог применять с этой глубины оружие. "Курск" имел на борту пресловутые рекордно-скоростные ракето-торпеды, про которые моряки говорят так: главное, чтобы реактивный двигатель не заработал до выхода снаряда из торпедного аппарата.
До случая с "Курском" я гордился достижением наших инженеров, жалел, что не заложили другую лодку, аналогичную "Комсомольцу". А теперь думаю совсем наоборот. Ведь что значит троекратно превысить порог глубины погружений? Это - увеличить прочность корпуса. Следовательно, утяжелить его. И уменьшить запас плавучести. Военная гонка, как и спортивная, чревата жертвами, правда, в первом случае на жертвенном алтаре может оказаться само существование человека на земле.
Не пора ли сесть за стол переговоров о резком взаимном сокращении АПЛ? Ведь такой прецедент с ракетами средней дальности уже есть. Как ни опасна для экологии стационарная шахта с баллистической ракетой, а батарея шахт, кочующая по зыбким океанским водам за тысячи миль от баз, куда опаснее. Не слишком ли дорогой ценой платим мы за скрытность и кажущуюся неуязвимость?