КОГДА ИНТЕРЕСЫ СОВПАДАЮТ

Многоцветьем государственных флагов встречал 18-19 октября санаторий "Черноморье" глав железнодорожных ведомств и администраций стран ближнего зарубежья.Съехались представители всех пятнадцати республик бывшего Советского Союза, а также Республики Болгария (страны Балтии и Болгария - ассоциированные члены совета).Все национальные делегации расположились за овальным столом в строго алфавитном порядке. В этом нет ничего неожиданного. Вопросы экономической выгоды молодых государств напрямую связаны с транзитными перевозками, с широкой колеей стальных магистралей.

- Несмотря на политические разногласия, различия в религиозных верованиях, разные формы собственности, интересы железнодорожников Содружества в целом совпадают, - заявил, открывая заседание, председатель совета, министр путей сообщения Российской Федерации Н. Аксененко. - Мы едины, мы конструктивны, мы развиваемся на основе уважения мнения сторон. Все это создает благоприятные условия для такой постановки перевозок пассажиров и грузов, которая отвечала бы международным стандартам рынка транспортных услуг...
И это действительно так. Однако даже после тщательной проработки вопросов на уровне рабочих групп (когда эксперты, казалось бы, пришли к единодушному мнению), бывает, что в ходе заседания возникают серьезные диспуты. Не стало исключением в этом отношении и тридцатое заседание.
Незапланированная дискуссия вспыхнула уже при рассмотрении второго вопроса повестки дня - об итогах переписи грузовых вагонов.
Что поделаешь - итоги оказались не для всех утешительными.
Этот вопрос имеет свою предысторию. В сложнейший период, отмеченный "парадом суверенитетов", непросто было разделить общесоюзную собственность, в том числе и вагонный парк.
И все-таки правильное решение нашлось. В Минске 22 января 1993 года было подписано Соглашение глав правительств о разделении между государствами СНГ (а также Балтии) инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров. Чуть позднее было принято Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, находящихся теперь уже в собственности недавно образовавшихся государств. Была разработана нормативная документация, способная обеспечить бесперебойную работу единого транспортного комплекса.
И хотя на тот момент это было оптимальным решением, некоторые проблемы остались. Точнее сказать, ранее имевшие место отдельные негативные случаи в условиях неразберихи получили широкое распространение.
Никого не радует, что на сети железных дорог стран СНГ сегодня стоят десятки тысяч вагонов с неисправными и ветхими кузовами. К примеру, доля годных вагонов в Азербайджане составляет 35 процентов, в Армении - 34 процента. Только за один год общий инвентарный парк грузовых вагонов сократился почти на 10 тыс. единиц (около 1 процента).
При продолжающемся росте перевозок актуальной становится необходимость увеличить объемы ремонта вагонов, а также пополнить и обновить их инвентарный парк.
Проблемы создает путаница в инвентарных номерах вагонов. Между тем, как было замечено на заседании, железнодорожные администрации недостаточно ведут работу по повышению достоверности учета. Об этом свидетельствуют вагоны с повторяющимися и искаженными номерами. Фактическое наличие вагонов не соответствует данным электронной картотеки.
В конце концов у участников форума хватило мудрости перейти от уточняющего подсчета вагонов-двойников и вагонов-невозвращенцев к конструктивным решениям по данному вопросу. В результате было достигнуто согласие с произведенной корректировкой отчетности.
Уполномоченным представителям железнодорожных администраций с участием дирекции совета поручено подготовить до 2002 года порядок компенсации утерянных вагонов за счет вагонов, выявленных переписью 2001 года как не имеющих принадлежности и с повторяющейся нумерацией.
Утверждена комплексная программа внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров. Единая система информатизации окажет серьезное влияние на повышение эффективности работы железнодорожного транспорта.
Участники заседания нашли компромисс и по другим дискуссионным вопросам. В связи с тем, что в Латвии и Литве уже заключены с экспедиторами договоры, было решено ввести новую систему декларирования грузов с 1 января 2003 года - на полгода позже ранее предложенного срока.
Представители Казахстана, выступившие против планирования грузопотоков, в конечном итоге согласились, что и в рыночной экономике порядок лучше хаоса.
По другим вопросам повестки дня особое мнение не высказывалось.
Участники заседания рассмотрели итоги эксплуатационной работы за девять месяцев текущего года. Экономика стран Содружества, похоже, начинает дышать увереннее. Увеличились объемы перевозок каменного угля, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, цемента, строительных и лесных грузов, сельхозмашин.
Важнейшим направлением сотрудничества в области развития информационных технологий на железнодорожном транспорте участниками форума признано внедрение и использование межгосударственной информационно-вычислительной сети железных дорог "Инфосеть-21". Будет применяться электронный документооборот, включая безбумажную технологию. Начато создание информационных баз данных совместного пользования по продвижению грузов в процессе транспортировки.
В рамках заседания состоялась научно-практическая конференция. Вел ее председатель дирекции совета Анатолий Сиденко. Обсуждался широкий круг проблем совершенствования работы и развития железнодорожного транспорта в международном сообщении. Среди них организация пограничных железнодорожных переходов, модернизация технических средств, внедрение информационных технологий, управление грузовыми и пассажирскими перевозками, формирование согласованных тарифов, развитие международных транспортных коридоров, социальная политика.
В работе совета, как всегда, участвовали представители национальных профсоюзов. С 1996 года Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей предоставлен статус наблюдателя. Председатель этой конфедерации Анатолий Васильев выступил на конференции с тревожным сообщением.
- К сожалению, - отметил он, - реструктуризация железных дорог в большинстве своем влечет за собой значительное снижение рабочих мест. Сокращается либо полностью ликвидируется отраслевая социальная сфера.
Относительно благополучное положение с занятостью на Азербайджанской, Белорусской и Грузинской железных дорогах. В других странах в последние годы иная тенденция. В России, например, в течение пяти лет предусматривается уменьшение числа занятых в отрасли на 500 тысяч человек. В Казахстане - почти на 70 тысяч человек (с учетом выведения части предприятий из структуры дороги). Новым бизнес-планом приватизированной Эстонской железной дороги намечено увольнение восьмисот из четырех тысяч работников (каждого пятого!).
Практически не стало социальной сферы на железных дорогах стран Балтии, в Туркменистане, Казахстане и Армении. Были попытки отобрать у железнодорожников отраслевое здравоохранение в Украине. Сейчас это пробуют сделать в Молдавии.
Иной подход на Белорусской дороге. Здесь расширяется лечебная и оздоровительная база, увеличилось число детских оздоровительных лагерей. Да и в России сохраняются отраслевое здравоохранение, санатории, профилактории, базы отдыха, которые при нынешних невысоких доходах железнодорожников продолжают быть важным фактором социальной защиты.
Сохраняется право льготного проезда работников за пределами национальных государств и единый высший отраслевой знак трудового отличия "Почетному железнодорожнику" с соответствующими льготами к нему. Поддержаны предложения профсоюзов по взаимному признанию стажа работы на железных дорогах при перемене страны проживания. Льготы, предусмотренные колдоговорами, распространены на пенсионеров и ветеранов труда - мигрантов.
В соответствии с решением совета железнодорожные администрации будут руководствоваться в своей практической деятельности также итоговым документом научно-практической конференции.
Продлен на один год срок действия полномочий А. Сиденко в должности председателя дирекции совета и его заместителей А. Чернюгова и Л. Железняка.
За значительный вклад в координацию работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне награжден Почетной грамотой совета ряд железнодорожников.
Важно, что совет помнит и чтит ветеранов. Среди награжденных - Геннадий Матвеевич Фадеев, начальник Московской железной дороги, председатель Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, министр путей сообщения Российской Федерации в 1992 - 1996 годах. Это именно он в 1992 году последовательно и твердо отстаивал идею совета железнодорожников в противовес предложению влиятельного тогда министра транспорта России В. Ефимова создать общетранспортный совет.
Почетной грамотой награжден также Валерий Николаевич Бутко, бывший в те годы председателем дирекции совета.
Рассмотрена и принята предварительная повестка дня тридцать первого заседания совета. Его решено провести в городе Кишиневе во второй декаде февраля 2002 года. Это будет юбилейное заседание: к тому времени совету исполнится десять лет.