"ЗОЛОТАЯ" АКЦИЯ ГУБЕРНАТОРА

На днях губернатор Кемеровской области оказался в положении невесты, на руку которой претендовали как минимум два очень богатых жениха. Да и у невесты было завидное приданое - компания "Кузбассуголь", чей госпакет акций и выставлялся на специальный аукцион. Собственно, "свадьба" уже состоялась: 52 процента акций приобрел альянс компании "Северсталь" и Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Оставшиеся акции приобрели Новолипецкий металлургический комбинат, "Евразхолдинг" и новосибирский трейдер "Белон" - их совокупная доля составила около 44 процентов.

Металлурги не зря бились за кемеровский уголь. Известно: кто владеет сырьем, тот контролирует металлургическое предприятие. И понятно, что будущее бизнеса "Северстали" и Магнитки во многом зависело от того, кто получит контрольный пакет "Кузбассугля". Поэтому "женихи" не на шутку схватились на аукционе. Соответственно цены на акции мгновенно выросли в несколько раз по отношению к стартовым, и 52 процента обошлись господам Мордашову и Рашникову в 90 миллионов долларов.
Губернатору Тулееву такая ситуация в любом случае на руку: 10 процентов от сделки идет в местный бюджет. Однако губернатор рано радовался. Как оказалось, интересы новых совладельцев компании совпадают далеко не всегда, и судьба "Кузбассугля" напрямую будет зависеть от передела кресел в совете директоров. 26 ноября состоится внеочередное собрание акционеров, на котором новым хозяевам впервые предстоит померяться силами и определить, кто реально будет контролировать угольную компанию.
Имеющийся контрольный пакет гарантирует альянсу "Северстали" - ММК как минимум пять мест в совете директоров. Два или три места получат НЛМК и "Евразхолдинг", образующие партнерство "Русская сталь". И одно-два места достанутся "Белону", который уже договорился о дружбе с "Русской сталью". Если к этому союзу присоединится АО "Кокс" со своими 5 процентами, то миноритарные акционеры также получат пять мест в совете директоров.
Но дело в том, что по уставу АО "Кузбассуголь" одна оставшаяся после аукциона акция превратится в "золотую" и будет передана в Минимущество. Скорее всего, ее в свое управление получит областная администрация, а вместе с ней - и одно из 11 мест в совете директоров. Тогда все будет зависеть от "золотого" Тулеева - чью сторону он займет, тот и станет реальным хозяином угольной компании. И может случиться так, что владельцы контрольного пакета окажутся... в меньшинстве. Если, конечно, не договорятся с "невестой".
Но для Тулеева выбор не так прост, как кажется на первый взгляд. Сразу после аукциона губернатор встретился с Алексеем Мордашовым и Виктором Рашниковым и поспешил заявить, что новые хозяева "Кузбассугля" ("Северсталь" и ММК) ему понравились. Явно в обмен на свою поддержку Тулеев заручился обещаниями альянса активно участвовать в социально-экономической жизни региона, более того - оказывать помощь областной администрации в решении финансовых проблем. Альянс гарантировал и дальнейшие инвестиции в угольные предприятия компании: в Анжеро-Судженске, Березовском, Белово и Ленинск-Кузнецком.
Союз миноритарных акционеров действует в прямо противоположном направлении: вскоре после аукциона появились слухи о грядущем банкротстве четырех основных шахт "Кузбассугля" - им. Кирова, им. Волкова, "Инской" и "Чертинской", на которые приходится около четверти всей добычи. Накануне продажи госпакета банкротство инициировала московская компания "МИнФин", работавшая против фирм "Ренова" и "Альфа-Эко", которые претендовали на контрольный пакет. После их проигрыша "МИнФин" иски не отозвал, а якобы предложил свои услуги партнерам из "Русской стали". И хотя "Евразхолдинг" поспешил отмежеваться от этой истории, вполне можно допустить и такую версию.
Тулееву в этой ситуации не позавидуешь. В случае банкротства шахт ни о какой экономической стабильности в регионе и речи быть не может. Тогда администрацию не спасет даже финансовое вливание "Северстали" - ММК.
Остается лишь один путь: договариваться с другими акционерами, искать компромиссные пути решения проблемы, балансируя между металлургическими монстрами в интересах области.
Любопытно, что Рашников с Мордашовым готовы и к переговорам, и к сотрудничеству с миноритариями. В конце концов сумела же "Северсталь" договориться с Магниткой, несмотря на то, что между ними тоже имеются разногласия. Тем не менее подобное партнерство - вполне логичный ход в условиях новых цивилизованных отношений между крупными компаниями. А значит, вполне реально предположить, что и с остальными акционерами удастся договориться. Если, конечно, те не захотят драки с разрушениями "до основанья, а затем..."