07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАЗУС ГОРА

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 23 Октября 2004г.
Утвердилось представление, что Буш победил Гора в 2000 году 237 голосами жителей Флориды. На самом же деле за Гора подали бюллетени на 539 897 избирателей больше, чем за его соперника. Но он потерпел поражение на вполне законном основании. И казус с Гором - далеко не первый в истории американских выборов.

После изучения подготовки к ноябрьским президентским выборам в США 20 международных наблюдателей из 15 стран мира пришли к выводу, что избирательная система этой страны несовершенна и требует доработки. По итогам исследования был подготовлен доклад, в котором отмечаются "проблемы, способные подорвать доверие к результатам выборов". В частности, по мнению наблюдателей, вызывает сомнение использование в некоторых штатах специальных электронных машин для голосования, что само по себе полностью исключает возможность ручной проверки результатов. Закон, действующий на территории восьми штатов, о запрете на участие в выборах бывших заключенных, осужденных за особо тяжкие преступления, также признан неправильным. Кроме того, в американской избирательной системе отсутствуют единые правила регистрации избирателей и проведения досрочного голосования.
Около трех недель назад специалисты ОБСЕ опубликовали доклад, в котором содержатся аналогичные выводы и подчеркиваются те же самые нарушения.
Василий КОНСТАНТИНОВ.
Исход противоборства между кандидатами решает не арифметика, а правило, установленное "советом полубогов", как назвал автор Декларации независимости Томас Джефферсон Второй Конституционный Конвент, проходивший в Филадельфии с 25 мая по 17 сентября 1787 года, то есть через девять лет после отделения тринадцати американских штатов от Британии.
Выработав основные положения конституции, 55 "полубогов" споткнулись на выборах законодательного органа и главы государства. Бывшие колонии, решившие образовать федерацию, до того жили каждая сама по себе - со своими полноправными правительствами, со своими законами, деньгами, армиями, относясь друг к другу как к не очень дружественным соседям.
Малые штаты не доверяли большим, и в Филадельфии они слышать не желали о пропорциональном представительстве в конгрессе: для них это означало жить под диктовку Нью-Йорка, Массачусетса и остальных гигантов.
В конце концов договорились, что в нижней палате число представителей данного штата будет зависеть от величины его населения, а в сенате все они будут иметь по два депутата. Потом возникла идея коллегии выборщиков. Не было не только телефона и телеграфа, но и нормальных межштатных дорог, путь от Нью-Йорка до Филадельфии длился двое суток. Из политических деятелей повсеместно был известен только предводитель революционной армии в войне за независимость Джордж Вашингтон. "Полубогов" и тех за пределами их штатов знали лишь некоторые инициаторы объединительного конвента.
Суть предложения о выборщиках в том и заключалась, что каждый штат должен был выделить группу наиболее знающих и просветленных людей, которые могли бы квалифицированно сделать выбор высшего руководителя. Параграф 1-й второй статьи Конституции США устанавливает, что каждый штат назначает выборщиков, число которых должно быть равно числу сенаторов и членов палаты представителей, которых штат имеет право направлять в Конгресс. Чтобы стать президентом, нужно собрать большинство голосов выборщиков. Сейчас их насчитывается 538 - 535 от штатов (435 конгрессменов плюс 100 сенаторов) и трое от Федерального округа Колумбия (город Вашингтон). Для победы нужно иметь минимум 270 выборщиков.
Основополагающий принцип выборов: победитель в данном штате получает всех выборщиков, как бы ни было мало его преимущество (вспомним Флориду). Калифорния и Нью-Йорк заведомо считаются "территорией Керри", где он должен получить огромное превосходство над Бушем, но если произойдет некий общественный сдвиг и Буш получит в этих вотчинах демпартии хоть на десяток голосов больше конкурента, ему достанутся и 55 калифорнийских выборщиков и 31 нью-йоркский.
Ну хорошо, два с лишним века назад вопрос упирался в средства информации и коммуникации между штатами, а зачем выборщики нужны в век телевидения и скоростного транспорта?
Демократы периодически поднимают волну на эту тему, заранее, впрочем, зная, что не найдут сочувственного отклика: небольшие штаты, какая бы партия там в данный момент ни верховодила, ни за что не согласятся на ущемление своих прав - ведь, лишившись своих выборщиков, они перестанут играть какую бы то ни было существенную роль на всеобщих выборах.
Да это и нереально: чтобы принять соответствующую поправку к конституции, нужно чтобы за нее высказались две трети в сенате и в палате представителей, а затем - 33 из 50 законодательных собраний штатов. К тому же здравомыслящие люди понимают, что система выборщиков в значительной степени, хотя и не полностью, ограждает от жульничества и подтасовок по ходу выборов. Без нее Гор, опиравшийся на бесперебойно работающую, жестко контролируемую партийную машину, мог бы запросто получить преимущество не в полмиллиона, а во много миллионов голосов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников