ЦЕНАМ ПРИКАЗАНО СТОЯТЬ И ПАДАТЬ

На этой неделе правительство, союзы производителей и крупнейшие торговые сети подпишут соглашение о замораживании цен на социально значимые продукты питания. Торговая наценка ограничивается 10 процентами, ожидаемый срок действия соглашения - по 31 декабря включительно. Если действительно удастся остановить цены, то будет просто сенсация. Но участники рынка в этом сомневаются.

В перечень продуктов, цены на которые хотят заморозить, попали молоко (жирностью до 2,5 процента), нежирный кефир, сметана, сыр, хлеб, яйца, подсолнечное масло, сахар. Видимо, потому что в сентябре все эти социально значимые товары быстро дорожали. Например, молочные - более чем на 7 процентов, сыры - на 13,5. А вот мясо и рыба в список не попали.
Можно понять податливость крупнейших игроков продовольственного рынка - компаний "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк", торговых сетей "Мосмарт", "Метро", "Перекресток", которые приняли участие в совещании в Минсельхозе. Откажись они участвовать в соглашении, их бы замордовали проверками. Но факт, что теперь торговые сети подписались на заведомые убытки. Естественно, они попытаются их компенсировать.
Понятна также цель, которую преследуют чиновники, - не допустить очередного витка инфляции и нарастания социальной напряженности в канун выборов. Фактически уже второй раз за этот год объявлена война перекупщикам, которым вменяется в вину подорожание продовольствия. Глава Минсельхоза Алексей Гордеев прямо так и заявил: "В настоящее время выявляются факты, когда производители сдают литр молока по 5,5 рубля, приемка осуществляется по 12 рублей, а ценовая дельта оседает у посредников". Такие факты давно стали обычной практикой, но до сих пор государство обрушивало на головы посредников только словесную критику.
Как считают эксперты, соглашение о 10-процентной торговой наценке на социально значимые товары даст только краткосрочный эффект. Сегодня продовольственный рынок монополизирован, государство не имеет рычагов влияния. Не следует многого ожидать и от другой предложенной антиинфляционной меры - ограничения экспорта. Увеличение пошлин на зерно снизит внутренние цены, но при этом уменьшит доход производителя. Как уже подсчитали эксперты, потери села могут составить 20 миллиардов рублей.
На сакраментальный вопрос "что делать?" специалисты отвечают: для начала - разобраться в структуре формирования цен. Известно, что Китай, освободив на 10 лет от налогов производителей мяса, стал одним из ведущих экспортеров свинины. Как заявил корреспонденту "Труда" директор подмосковного совхоза имени Ленина Павел Грудинин, у нас в стоимости литра молока НДС составляет 10 процентов. Это разве не резерв для снижения цены?
Во ВНИИ экономики сельского хозяйства считают: китайский опыт в России был бы не лишним. По просьбе корреспондента "Труда" аналитики института проанализировали структуру розничной цены на килограмм говядины. Получилась такая картина: доля мяса - 59 процентов, НДС - 7 %, расходы торговых организаций - 11,5% и торговая надбавка - 18,5. Итого торговля сейчас забирает 30 процентов.
Мы задались также вопросом, какую долю в производстве занимают энергоресурсы. Выяснилось: в 2006 году всего на производство мяса животноводы потратили 300 миллиардов рублей. Из них 171 млрд. составляют энергоносители. Не многовато ли для страны, где свои, а не покупные нефть и газ?
А В ЭТО ВРЕМЯ
Вчера в Башкирии торговые сети установили минимальную надбавку - не более 10 процентов - на социальные продукты питания. В этом списке - хлеб, молоко, кефир, сметана, творог, колбаса, подсолнечное и сливочное масло, яйца, мука, сахар. Протокол подписали руководители "Пятерочки", "Магнита" "Матрицы".
СЛЕДУЮТ ЛИ СТОЛИЧНЫЕ ТОРГОВЦЫ ПРИЗЫВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА СНИЖАТЬ ЦЕНЫ?
В "Пятерочке" возле метро "Петровско-Разумовская" длинные ряды полок, вдоль которых бродят покупатели. Подхожу к пожилой женщине. Спрашиваю, подешевел ли хлеб, как вроде обещали?
- Да ты что, сынок! Все выходные ждала, что подешевеют, но ничуть не бывало. Хлеб, масло, молоко - как взлетели в цене, так и остались. Скоро придется питаться китайской лапшой быстрого приготовления, а в моем возрасте это вредно.
Действительно, ценники никто не переписывает. Батон белого - 12 рублей, черный - 14. Молоко в среднем 30-35 рублей за литр, сахар - 18 рублей за кило. Подсолнечное масло - аж 55 рублей за литр! На сыр разброс цен гигантский, но самый ходовой "Российский" по 250 рублей за кило. Впрочем, менеджер магазина Константин Михеев посоветовал надеяться на лучшее. По его словам, в ближайшее время социально значимые продукты вполне могут подешеветь: "Конечно, до прежнего уровня не опустятся, но рубль-другой скинуть - это реально. Правда, сколько это продлится, не скажет никто. Сами посудите - все вокруг дорожает!"
Из магазина иду к находящемуся неподалеку Петровско-Разумовскому продовольственному рынку. Цены здесь, в отличие от крупных торговых сетей, искусственно занижаться не могут. С другой стороны, рынки всегда были ощутимо дешевле магазинов. Выяснилось, что пока это соотношение сил не поменялось. Неожиданно подорожавшие продукты первой необходимости тут все еще дешевле. Правда, уже далеко не столь ощутимо. Хлеб в районе 12 рублей, молоко около 27-28, сыр "Российский" - 230 рублей, а вот сахар практически сравнялся с магазинным - 18 рублей за килограмм.
- Пока держимся, - говорит продавец в одной из палаток Евгений Семочко. - Закупаем продукты по оптовой цене, а накрутка на рынке меньше, чем в магазинах. Но новости о том, что в крупных торговых сетях скоро упадут цены, лично меня сильно напрягают.
Торговец уверен: если розничные сети снизят цены на некоторые товары, то потери непременно отобьют на чем-нибудь другом. За счет больших оборотов это не так сложно. А вот на мелком рынке такое просто невозможно: не тот масштаб. В итоге, по мнению Семочко, искусственное сдерживание цен на продукты повлечет за собой крах мелких торговцев. Не исключено, что это станет единственным зримым итогом борьбы с ценами.