Средство для повышения

  Отыщется ли «патриотизм» в поисковой системе Кремля.

Информационная неделя стартовала с новости, мимо которой не смогло пройти ни одно СМИ: в администрации президента России создается управление, отвечающее за развитие патриотического воспитания и укрепление духовно-нравственных основ общества.

Само собой, это сообщение вызвало особый ажиотаж в тех кругах отечественной мысли, где слово «патриотизм» употребляется исключительно со знаком минус. Или с тонким, интеллигентным хихиканьем. Вот и склоняется теперь на все лады фраза о том, что «Кремль научит Родину любить»...

Насчет Кремля не знаю. На первый взгляд, создание подобного управления отдает каким-то ветхозаветным агитпропом времен первых пятилеток. Да и возможно ли это – привить любовь к Родине через скучную бюрократическую структуру? Любовь вообще штука иррациональная, малообъяснимая законами биологии или физики.

Но не видеть, как ширится трещина между одной частью граждан и другой – по социальному, национальному, религиозному признаку? Но отходить в сторону и взирать с олимпа на то, как всевозможными способами вбиваются в головы «р-р-революционные» лозунги и объявляется болотом подавляющая часть российского общества? Думается, ни одна ответственная власть ни в одном серьезном государстве себе такого не может позволить. Вопрос только в одном: можно ли путем нехитрых оргмероприятий решить весьма сложную проблему взаимоотношений гражданина и государства.

Здесь самое время вспомнить об одном замечательном документе. Статья 13, пункт 2 Конституции РФ гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это, конечно, здорово, но так не бывает. На деле идеология в РФ была и есть, да еще какая. Выросло целое поколение, которому вдалбливали в подкорку, что единственная цель гражданина РФ – набивать свое брюхо и карманы, причем без разницы, в какой точке планеты. И эта идеология почти сработала. Но
тут вдруг выясняется, что при такой системе ценностей очень трудно ждать от поколения духовного или технологического прорыва. Думается, это поняли уже левые и правые, рыночники и не очень. Большую страну сохранить и обустроить «потреблянты» не в состоянии. Но где, в какой капусте найти сознательных граждан, патриотов? 

Если в Кремле действительно всерьез озаботились этой проблемой, то решать ее надо, не только создав очередное управление в президентской администрации. Едва ли содействуют патриотическому воспитанию либеральные мантры, без конца оглашаемые в правительственных кабинетах, насчет необходимости передать в частные руки основополагающие отрасли народного хозяйства, точнее, его остатки. И ничто так не заставит людей любить свою Родину больше, чем реальные и давно обещанные перемены в социальной политике, здравоохранении, образовании... Может, тогда и без «патриотического» подразделения можно будет обойтись. А пока я провел простой эксперимент: на сайте, где содержится текст Конституции, забил в поисковой строке слово «патриотизм» и получил ответ: такое слово не найдено.

Слово эксперту

Михаил Леонтьев, телеведущий:

– Я хочу обратить внимание, что новое управление – это всего лишь механизм реализации тех политических решений, которые уже приняты президентом. Когда в прессе начинаются размышления, сможет ли это управление создать патриотизм в стране, то ответ один: конечно, нет. Это абсолютно технологический орган, который должен руководить текущей деятельностью, координировать ее, подготавливать решения. То, что создан такой механизм, говорит о том, что на самом верху принято очень серьезное решение и никто не позволит уйти в свисток всем усилиям в этом направлении.

 С одной стороны, это можно объяснить рефлексией, ответом на вызов – нам объявлена идеологическая война, отменять ее никто не собирается. С другой – и до этого у президента Путина была склонность выстраивать ценностные ориентиры, однако была сильна инерция той самой деидеологизации, что прописана в нашей Конституции.

 Но ведь патриотизм – это и есть идеология, и получается, что Конституция лишает нас права на патриотизм? Вряд ли у кого повернется язык запретить государству воспитывать патриотизм. В современном мире это выглядит как заявка на предательство. Если война объявлена, то государство вынуждено сопротивляться и проводить контрнаступление. Серьезная страна, которая является субъектом истории, не может не иметь своей идеологии. Вопрос лишь в том, в какой форме ее доводить до населения. Посмотрите на Америку, где законодательно никто вроде бы не внедряет идеологию, но ведь пропаганда там идет на всех уровнях, начиная от школ и заканчивая судебной системой и продукцией массовой культуры.