Генпрокуратура объявила о недостатках в новой форме аттестации экспертов промышленной безопасности

Ростехнадзор на 3 месяца просрочил исполнение постановления правительства об утверждении регламента аттестации

Генеральная прокуратура РФ провела проверку по обращениям организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.

«Вопреки требованиям Правил подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации,  данные документы в установленном законом порядке не зарегистрированы и не опубликованы. В этой связи они не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений» - сообщается на сайте Генпрокуратуры.

Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ Ростехнадзору необходимо было в срок до 1 июля 2015 года утвердить административный регламент оказания государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, требования к формированию и ведению реестра экспертов в области промышленной безопасности, а также перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене.

Ростехнадзор до настоящего времени названное положение постановления Правительства РФ в полной мере не исполнил. Административный регламент до сих пор проходит процедуру согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Однако накануне Ростехнадзор провел пресс-конференцию, где журналистам рассказали о необходимости экспертам проходить  переаттестацию и «готовится жить  по новым правилам с нового года».  «Волшебным»  временем назвал переходный период в новой системе аттестации экспертов промышленной безопасности статс-секретарь, заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас.

Александр Рыбас пояснил, что новая система аттестации экспертов промышленной безопасности приступила к работе. Новая система включает в себя предварительный допуск по документам кандидатов в эксперты (соискатель) и 3 этапа аттестации.  Для прохождения 1 этапа аттестации необходимо пройти компьютерное тестирование, включающее 200 вопросов. На 2 этапе соискатели в эксперты решить перечень ситуационных задач и пройти собеседование.

Первоначально поступило 733 заявления от экспертов, из них лишь 332 допущены к экзамену, 43 заявления на рассмотрении. Откуда возник такой разрыв? Основным критерием не допуска до экзаменов стало новое требование по наличию публикаций в периодических изданиях (как поясняют представители Ростехнадзора, что участие в разработке основной нормативно-правовой базы Ростехнадзора не может подтвердить необходимый опыт у Соискателя).  Эксперты хватаются за голову, всю жизнь занимались экспертизой, участвовали в разработке нормативов, а теперь статьи писать нужно.

«Мы хотим, чтобы у нас формировалось профессиональное сообщество экспертов. Конечно, всегда существует риск формализма. Люди защищают диссертации и не всегда  в опубликованных трудах содержится  светоч мысли, где-то что-то перепечатано. Но, наличие публикаций – это лучше, чем их отсутствие», - комментирует необходимость нового требования А.Рыбас. 

Мнение экспертного сообщества по этому вопросу представляет генеральный директор саморегулируемой организации «Содействие развитию организаций промышленной безопасности Сибири» Юрий Храмов: «Подобного требования не установлено ни в одной из существующих в нашей стране систем оценки соответствия. Не менее 85% экспертов, работающих сейчас на рынке экспертизы, либо вообще не имеют публикаций в периодических изданиях, либо их количество менее 5, как установлено для самой низшей категории. Результатом введения нового квалификационного критерия к экспертам является фактический запрет на профессию для тысяч добросовестных и квалифицированных специалистов. Люди, посвятившие двадцать и более лет свое жизни экспертизе, лишатся работы, не потому, что они неквалифицированные специалисты, не потому, что они жулики, а только потому, что не имеют статей в журналах и газетах». И это по причине, что «наличие публикаций – это лучше, чем их отсутствие».

Оценку наличия публикаций у эксперта получила оценку со стороны экспертного сообщества при обсуждении проекта нормативного правового акта, которым введены новые квалификационные требования к экспертам, на портале REGULATION.GOV.RU было оставлено 211 мнений экспертов. Мнение всех однозначно – введение критерия по наличию публикаций недопустимо, создание одной комиссии ведет к необоснованным материальным затратам. Согласно подготовленной Ростехнадзором Сводке предложений по итогам публичного обсуждения: «Не принято» - 194 предложения, «Принято к сведению» - 17 предложений. Таким образом Ростехнадзор не учел ни одного предложения экспертного сообщества!?

Минэкономразвития России в своем заключении об оценке регулирующего воздействия на этот документ, также высказался против критерия по наличию публикаций и предложил исключить это требование из редакции проекта акта. На согласительном совещании в Ростехнадзоре 6 мая 2015 г. Минэкономразвития России подтвердил такую свою позицию. Ряд общественных организаций и профессиональных объединений бизнеса в своих обращениях к руководителю Ростехнадзора высказалась за исключение из редакции проекта приказа Ростехнадзора обязательного требования к экспертам по размещению публикаций в периодических изданиях и необходимости создания аттестационных комиссий при территориальных органах Ростехнадзора.

Действия Ростехнадзора по созданию искусственных административных барьеров получили громкий резонанс перед прямой линией с Президентом РФ В.В.Путиным 16 апреля 2015 г. Вопрос на сайте Zadat-Vopros-Putinu.Ru, посвященный этой проблеме, набрал рейтинг 1782 (-88 / + 1870), 15 место среди всех заданных вопросов. Более 1800 человек на сайте Президента РФ высказали крайне негативную оценку действиям Ростехнадзора.».

Но к великому сожалению, никто не был услышан и наличие публикаций у кандидатов в эксперты было включено как обязательный критерий.

Накануне встречи прошел первый экзамен. Результат замечательный - сдавало 16 человек, никто не сдал. Ответить нужно было на 200 вопросов за два часа. Если эксперт претендует на 1 категорию, то нужно 190 – правильных ответов, на вторую - 180 , на третью 170. Наилучший результат 162 пройденных вопроса.

Результата первого теста шокируют, но представителя Ростехнадзора они вполне удовлетворили:

«Результаты неплохие для первого раза, люди же специально не готовились. Причем, примерно на 50 вопросов может ответить и человек с улицы, если голова со здравым смыслом, - рассказывает А.Рыбас. Вопросы очень конкретные и составлены таким образом, что ответы на них содержатся в федеральных нормах и правилах, в ГОСТах.  Временные рамки  определялись таким образом, чтобы человек не мог в это время где-то с кем-то посоветоваться.  Хочу обратить внимание, есть система аттестации специалистов, там гораздо более льготные условия. А эксперт – это сливки инженерной, юридической сферы, самый крутой специалист».

Рассмотрение экзаменационных вопросов со стороны экспертного сообщества показало, что большое количество из них подготовлено неквалифицированно, не имеет конкретных ответов. Много вопросов на знание документов, не содержащих обязательные требования промышленной безопасности, методических документов, применяемых исключительно на добровольной основе, документов, не включенных в действующий Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора. Экзаменационные вопросы не распределены по конкретным областям аттестации, в результате чего не исключается возможность включения в билет вопросов, не относящихся к заявленной экспертом деятельности. Придуманные Ростехнадзором требования к проведению квалификационного экзамена беспрецедентны. Необходимо ответить на 200 вопросов по каждой заявленной области аттестации за 120 минут. Таким образом, на ответ дается не более 36 сек, что абсолютно нереально. Уже первый экзамен это наглядно показал. Да чтобы только прочесть сам вопрос и предлагаемые варианты ответов на него требуется от 40 до 50 секунд.  Даже в ГИБДД, при проверке знаний будущих водителей, от которых требуется моментальное принятие решения, на ответ дается 1 минута. Деятельность же эксперта не требует такой быстроты мысли и заключается в сопоставлении реального состояния объекта экспертизы с требованиями промышленной безопасности, установленными для этого объекта. Такой анализ проводится в рабочем кабинете в спокойной обстановке.

Это еще не дошел черед до решения ситуационных задач, где сплошные сопромат и теоретическая механика, с чем эксперты мало сталкиваются при проведении экспертизы. Но кто-то счел, что без этого ну никак эксперт не обойдется. Что будет на 3 этапе – собеседование, можно только догадываться.

Данный подход к допуску и процедуре  аттестации больше похож на выдавливание из профессии специалистов, обладающих богатым опытом практической работы. За счет сокращения конкуренции  значительно вырастет стоимость экспертизы – у промышленных предприятий останется меньше средств на замену выслужившего срок производственного оборудования, что еще более понизит уровень промышленной безопасности в стране». А наша страна может лишиться всего экспертного сообществ, а это значит потерять  «сливки инженерной, юридической сферы, самых крутых специалистов».

Система аттестации экспертов в области промышленной безопасности в России существует 14 лет и носит добровольный характер, однако на протяжении всех предыдущих лет принималась Ростехнадзором при выдачи лицензий и регистраций экспертных заключений. Все понимают, что необходим переходный период.

  «Удостоверения экспертов – будут действовать до утверждения административного регламента, чем  хуже у нас будут обстоять дела с согласованием его в федеральных исполнительной органах власти, тем дольше они будут действительны. Думаю, что это до конца года мы эту процедуру завершим. С первого января надо готовиться жить по-новому. Хочу сказать, что никакой задачи уменьшить количество экспертов у нас нет. Пусть учатся, повышают свой уровень. Не сдал экзамен, можно сразу на следующий день пересдавать экзамен. Сколько угодно раз», - комментирует А.Рыбас.

Несмотря на многочисленные обращения со стороны экспертного сообщества о необходимости приходного периода после начала аттестации минимум в 12 месяцев , ни  постановлением Правительства, ни документами Ростехнадзора не установлен переходной период до истечения которого действуют ранее полученные в добровольной системе аттестации квалификационные удостоверения. Названный А.Рыбасом срок нереален. Ежегодно проводиться 360 000 экспертиз промышленной безопасности. Если эксперт будет затрачивать на экспертизу промышленной безопасности 3 дня (допуск на объект, визуальная оценка, при необходимости испытания, расчеты, оформление заключения) и работать без отпуска, и никогда не болеть необходимо минимальное количество экспертов для обеспечения всех промышленных предприятий составляет 4 800 экспертов (в настоящее время их порядка 7 500 экспертов). Для новой аттестации создана в Ростехнадзоре одна комиссия. Для аттестации минимального количества экспертов комиссии необходимо тратить на 3 этапа аттестации у одного эксперта по 5 мин. 11 сек. Можно сделать один вывод, что данный переходный период приведет или к абсолютно не объективной оценке экспертов или к тому, что проводить экспертизу производственного оборудования будет некому. Промышленные предприятия будут вынуждены эксплуатировать тысячи технических устройств незаконно и с серьезным риском аварий, что может иметь самые серьезные последствия .