Не паровоз - конфетка!

Гости Кирова невольно обращают внимание на это здание, из ворот которого выглядывает огромный черный паровоз

Гости Кирова — бывшей Вятки, проезжающие по улице Карла Маркса мимо дома 147, невольно обращают внимание на это одноэтажное кирпичное здание, из ворот которого выглядывает огромный черный паровоз. Здесь теперь находится музей истории и развития железной дороги в Кирове, недавно справивший свое 20-летие. В юбилейный день во дворе музея произошла закладка капсулы с посланием в будущее. Каждый написал пожелание тем, кто откроет ее через какое-то десятилетие...

Музей расположен в старинном особняке — памятнике архитектуры конца XIX века, который принадлежал Станиславу Осиповичу Якубовскому, волынскому дворянину, сосланному в Вятскую губернию за участие в польском мятеже 1863 года. Это здание появилось на тогдашней окраине города, было оно построено по проекту самого Якубовского и служило ему дачей.

... Отбыв ссылку, в Польшу Якубовский так и не вернулся. Женился на вятчанке, горничной Анне Лукьяновне, но детей так и не завели. После восстановления в имущественных правах Станислав Осипович открыл булочную-пекарню. Дело поставил с размахом. Приобрел за границей машины для замешивания теста, изготовления пряников, конфет, мармелада. Заведение Якубовского славилось выпечкой: пирожные, кексы, штрудели, коврижки. А его куличи поставлялись и в другие города! Торты, украшенные, по воспоминаниям современников, замысловатыми композициями и цветами, напоминали архитектурные произведения.

В 1874 году дело расширилось: открылась кондитерская фабрика Якубовского на улице Николаевской (это здание тоже сохранилось, в нем и сейчас располагается кулинария). Выпускали тут леденцы, пастилу, мармелад. И, конечно же, шоколадные конфеты с различными начинками — Якубовский знал толк в вятских ягодах!

В 1900 году продукция Станислава Якубовского принимала участие в выставке в Париже, где получила большую золотую медаль. Помимо кондитерской фабрики Станислав Осипович владел сапожной мастерской и магазином музыкальных инструментов. Это был меценат, завсегдатай культурных мероприятий. Однажды он сделал царский подарок местному театру — рояль...

В 1913 году Якубовский скончался и был похоронен на местном Богословском кладбище. Жена его умерла в бедности, так как после революции все нажитое семьей было национализировано. Но как случилось, что дом Якубовского стал транспортным музеем? Оказывается, согласно завещанию Станислава Осиповича особняк был передан в дар городу Вятке, а город определил его в железнодорожное ведомство. А тут своя повесть.

«На протяжении двух веков отсутствие нормальных дорог в Вятской губернии тормозило экономическое развитие края, — рассказывает мне хранитель фондов и экскурсовод Валерия Фофанова. — Остро вопрос о строительстве железной дороги был поднят в 1860-х. В ней были также заинтересованы архангельские и вологодские купцы. Но хотеть — еще не значит сделать. На четверть века наступило затишье. И только обращение к Николаю II дало результат. Немаловажную роль в этом деле сыграл министр путей сообщения Сергей Витте, в дальнейшем получивший звание почетного гражданина Вятки...»

И вот 13 мая 1895 года император подписал указ «О сооружении железнодорожной линии от города Перми через реку Вятку до пристани Котлас на реке Северная Двина». Началось строительство Вятско-Двинской дороги. Движение по всей линии открылось 22 декабря 1898 года после сдачи в эксплуатацию железнодорожного трехпролетного металлического моста через Вятку. А в 1904-м началось строительство «железки» Петербург — Вятка...

Все этапы развития железнодорожного транспорта в крае отражены теперь в собрании музея. Сейчас здесь представлено более 1500 экспонатов. Среди которых станционный колокол, подававший сигнал о прибытии и отправлении поезда, патефон, который включали для пассажиров, коллекция рельсов, собрание счетных машин, использовавшихся в различные времена в работе железнодорожников... Ну, а главный экспонат — конечно, тот, что во дворе музея: паровоз серии ЭР-788-74, привезенный из города Зуевки. Все посетители имеют возможность подняться в кабину машиниста. Не преминула сделать это и я...