Почему в Крыму все так дорого

Местная бензиновая мафия оказалась сильнее Крымского моста

Седьмой год цены на бензин на полуострове остаются самыми высокими в России. Вот и опять, в который раз, Сергей Аксенов назвал «ценообразование ГСМ проблемным». Мягко сказано: мост построен, железную дорогу запустили, но крымский бензиновый ценник продолжает безудержно расти.

Автозаправки кубанской Тамани, всего в нескольких километрах от Крымского моста, предлагают АИ-92 по 44 рубля за литр и АИ-95 — по 49. Стоит перемахнуть через Керченский пролив, как те же самые литры обойдутся в 47 и 53 рубля соответственно. И всю остальную здешнюю дороговизну привычно списывают на «топливный» фактор: «Так какое дорогое горючее стало!..»

Отчаявшиеся граждане пытаются понять, откуда берется крымская бензиновая маржа. Столичные эксперты рассуждают о необходимости улучшения логистики и создания конкурентной среды. Вот, к примеру, рекомендации Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ): «Если снизить НДС для топливных компаний Крыма, сократив их издержки, следом опустится розница». Звучат просьбы о неких новых преференциях на транспортировку топлива автотранспортом или железнодорожными перевозками через мост.

Но если смотреть правде в глаза, крымские топливные компании никак не заинтересованы пересматривать подход к ценообразованию на горючее. Заметное снижение расходов на доставку топлива никак не отразилось на крымской рознице. В соцсетях висит вполне обоснованный вопрос: «Мост давно открыт, а цены почему-то не падают. Это саботаж коммерсантов или непрофессионализм чиновников?» Главное, не наблюдается сколь-нибудь эффективных действий с целью проверки наличия картельного сговора и обоснованности установленной стоимости ГСМ со стороны Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры и других компетентных органов. Государственные структуры словно согласны с разгулом бензиновых цен в Крыму.

Два года назад, в октябре 2018-го, глава республики Сергей Аксенов был вынужден сделать несколько громких заявлений. Он пытался пояснить возмущенным землякам, почему начавшееся движение грузовых автоколонн по Крымскому мосту не привело к снижению цен. «Глобальные изменения в ценовой политике наступят только после открытия железнодорожной части моста. Железная дорога — самый дешевый вид транспорта, который обеспечит быструю доставку грузов по нормальной цене. Думаю, падение цен будет, но пока крупные игроки рынка не зашли в Крым», — говорил Аксенов. Также, по его словам, только после запуска грузовых поездов через Керченский пролив подешевеет топливо: «Заработает железная дорога, будем пересчитывать цену каждого литра».

Уже через две недели Аксенов вернулся к горячей теме: «Частник имеет право продавать свой товар за любую цену. С учетом того, что в Крым из-за санкций пока не идут крупные компании, присутствует спекулятивный момент. Большинство тех, кто продает нам товар по завышенным ценам, — наши же, крымские...»

На самом деле Ространснадзор действительно не давал тогда разрешения запустить на мост бензовозы. Опасный груз, каждая цистерна — готовая бомба. Впрочем, фирмачи-перевозчики плевать хотели на запрет и без проблем катили через пролив. На YouTube появились видеоролики, где «бомбы на колесах» едут по мосту бок о бок с автобусами и легковушками. Прибыль с лихвой перекрывала любой штраф, ведь цена крымских АЗС упорно оставалась куда выше, чем в том же Краснодарском крае.

Нынешним летом это сообщение прозвучало как песня: «30 июня два грузовых поезда с материка и полуострова пройдут по мосту навстречу друг другу. Они пересекут Керченский пролив и откроют грузовое железнодорожное движение. В сторону материковой России проследует поезд с продукцией крымских предприятий. Навстречу проследует состав, сформированный, в частности, из цистерн с бензином...»

Это был праздник. Республика отчаянно надеялась: уж теперь-то диковатые цены устремятся вниз. Телеканалы в прямом эфире показывали въезжающие на мост грузовые составы. Последний раз такие трансляции шли с парадов Победы в Симферополе, Керчи и Севастополе. «Запуск грузовых поездов по мосту — еще один шаг на пути экономического развития Крыма. Грузооборот будет увеличиваться, а стоимость перевозки основных грузов — зерновых культур, стройматериалов, удобрений, нефтепродуктов — снизится в среднем на 30-50%», — заверял публику присутствовавший на торжествах министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Увы! Уже через месяц АИ-95 подорожал на 5 рублей. Уточним имена. Есть два монополиста, реально контролирующие крымский рынок ГСМ, сладкая парочка симферопольских корпораций «ТЭС» и ATAN. Обе работают с украинских времен. Все остальное — несущественная величина. В российском Крыму до сих пор нет ни одной заправочной станции крупнейших компаний России. Под угрозой западных санкций все дружно остались за мостом.

До лета-2014 у крымских дорог еще мотались бело-красные флаги «ЛУКОЙЛа». Потом словно языком слизало. Симферопольские дельцы по факту не имеют никакой конкуренции. А потому творят что хотят. Например, в разгар нынешнего курортного сезона стоимость АИ-95 на Южнобережье достигла рекордных 55 рублей. Смешно, но именно тогда Крымская железная дорога сообщила о начале прямых поставок авиатоплива из материковой России в Крым. Это позволило снизить тариф на перевозку топлива на 23%. Экономия на одну цистерну составила 43,5 тысячи рублей. И никто не понял, чем же транспортировка авиационного керосина отличается от бензина, который остается супердорогим?

P.S. Есть много интересных вопросов к службам Следственного комитета по Крыму и Севастополю, который тоже предпочитает не вмешиваться в ситуацию с бензиновыми ценами. Словно пытаясь оправдаться, республиканское управление ФАС наконец-то возбудило дело в отношении «ТЭС». В ведомстве объявили, что подозревают сеть автозаправок в «установлении монопольно высоких цен». Владельцы ATAN, где цены идентичны, остались вне подозрений? Впрочем, результат местного расследования был известен наперед. Двухмесячная проверка практически ничего не дала...