22 сентября 2017г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 57.65   € 69.07
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОГЛЯНИСЬ БЕЗ ГНЕВА

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 23 Ноября 2000г.
Позавчера на ТВЦ закончился показ десятисерийного документального телефильма "Дом на набережной". Он продолжил успевшую зарекомендовать себя на этом канале тематическую "линейку", посвященную столице и ее обитателям. До сериала в ней в одно и то же предвечернее время прошли "Золотое сечение Москвы", "Прогулки с Алексеем Баталовым", "Московские истории Василия Ливанова". Последний цикл после небольшого перерыва вчера принял второй старт.

Устойчивый успех программ, посвященных нашему прошлому, не случаен. В последнее время в эфире разных каналов можно встретить все больше и чаще исторические художественные фильмы, фильмы - биографии замечательных людей, ну и, конечно же, кадры бесценной хроники. К этим уже устоявшимся формам все активнее добавляется еще одна - ее я бы назвал телевизионными мемуарами. Человек на экране вспоминает случившееся с ним в родном городе, ходит по любимым улицам и переулкам, рассказывает о тех, с кем довелось встречаться. Используемые тут старые фотографии, любительские и профессиональные съемки, вырезки из газет и другие документы оживляют воспоминания, придают им сиюминутный трепет.
"Дом на набережной" по сравнению с воспоминаниями отдельных лиц открывал перед его авторами возможность для масштабного разговора о предвоенном поколении, для своего рода социологического исследования важного этапа нашей жизни. Ведь в этом огромном, пятисотквартирном, элитном, как бы мы сегодня сказали, доме были поселены выдающиеся представители разных слоев общества: ученые и военачальники, писатели и дипломаты, рабочие и политики.
В доме-корабле, стоящем на берегу Москвы-реки, было все для автономного существования: почта, прачечная, магазины, столовая, даже спортзал, кинотеатр и клуб. Гарантия удобной жизни. Говорю ответственно, потому как тридцать шесть первых своих лет прожил там. Ковчег отправился в плавание в 1931 году, а в 37-м обитатели каждой второй квартиры стали жертвами репрессий. Людей уничтожал тот самый режим, которому они беззаветно служили.
Авторы фильма увидели в истории легендарного дома главным образом эту трагическую страницу. Построили сериал по законам политического детектива, как череду доносов, арестов, пыток. Ведущий - в этой роли занят известный актер Сергей Никоненко - бродит вокруг дома и произносит написанные сценаристами зловещие тексты. Не забывает пройти мимо снятых крупным планом решеток полуподвальных помещений, будто это не обычный атрибут склада, а интерьер пыточных камер.
Сумрачный тон повествования нагнетается как монтажом, так и свидетельствами нынешних жителей дома. В монтаже из серии в серию назойливо повторяются одни и те же неуклюжие противопоставления: после кадров, снятых в Доме на набережной, идет лучезарная довоенная хроника на тему "жить стало лучше, жить стало веселей". А обитатели дома, в основном живущие там без году неделя, рассказывают всякие ужасы про своих предшественников. Так, хозяин квартиры, где когда-то жил Василий Сталин, не без удовольствия мажет черной краской не только сына вождя, но и его сестру, Светлану Аллилуеву, которую, по его выражению, именно здесь "закадрил" киносценарист Алексей Каплер. Впрочем, этот же человек не выбирает выражений и тогда, когда речь заходит о видных советских писателях во главе с Максимом Горьким. Им предъявляется обвинение в доносительстве.
В последнее время можно заметить, как на ТВ прямо-таки жаждут повоевать с покойниками. В минувшее воскресенье в "Больших родителях" (НТВ) сын киноактера Сергея Столярова ту же тему доносительства и предательства в пору массовых репрессий обернул против авторов ленты, где его отец сыграл лучшую свою роль. Против актрисы Любови Орловой и ее мужа, режиссера Григория Александрова, создателей кинофильма "Цирк". Сынок "большого родителя" выстроил перед телезрителями устрашающий сюжет: оказывается, оператор ленты был недоволен тем, что ему приходится снимать 33-летнюю Орлову рядом с 23-летним Столяровым. Потребовал закупки за рубежом дорогостоящей съемочной техники и переснимал крупные планы актрисы, чтобы сгладить возрастной контраст. За что и поплатился: когда оператора арестовали в 1937 году, режиссер за него не заступился. А может быть, даже (и такой намек можно усмотреть в рассуждениях героя передачи) сам был инициатором репрессии коллеги.
Я далек от того, чтобы портреты М.Горького, Г.Александрова или кого-либо еще из деятелей 30-х годов писать одной краской. Они, как и многие другие в то сложное время, были фигурами неоднозначными. Только стоит ли ради сиюминутной сенсации или коллекционирования жареных фактов поддаваться легкому соблазну, оценивая прошлое, вносить в него страсти из нынешних политических "разборок"? Не лучше ли последовать примеру Испании, где после гражданской войны 1936-1939 годов, разделившей всю нацию надвое, не сразу, но в конце концов сумели объединить общество и забыть о минувших распрях?
У нас ведь тоже не раз формировалось намерение примирить общество, раздираемое идеологическими, религиозными, имущественными конфликтами. Есть даже специальный День примирения и согласия - 7 ноября. "Дом на набережной" начали показывать как раз накануне этой даты. Мне подумалось: вот прекрасный повод для ТВ дать пример взвешенного подхода к проблеме. Но этого не случилось.
Хотя некоторые подвижки в эфире заметить можно. Назову новую программу РТР "В пятницу вечером", которую ведет в прямом эфире Владимир Кикнадзе. В предпоследнем выпуске вместе с Эдвардом Радзинским они подняли сложнейшую тему: какой из лидеров в истории России оказался ей нужнее, ближе, полезнее всего. Двое не только говорили в эфире друг с другом, но и пригласили к разговору зрителей, предложив им немало имен, начиная с Ивана Грозного и кончая Михаилом Горбачевым. А в конце передачи подвели итоги, показав цифры интерактивного телефонного опроса голосов. И не стали скрывать, что на первое место с большим отрывом вышел Сталин. Не стали произносить антисталинских филиппик. Или выговаривать аудитории за ее политическую незрелость. Словом, навязывать телезрителям свое мнение.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?