КОМПЬЮТЕРНЫЙ "ЗАПОЙ"

Студент Максим Т. проводил у домашнего компьютера ночи напролет. А вскоре его поразила необычная болезнь: отнимались руки, мучили головные боли, временами пропадало зрение. Но, что удивительно, все это бесследно проходило, стоило лишь включить монитор. Врачи долго не могли поставить диагноз, пока Максим не попал в Институт психологии. Там определили: интернет-зависимость.

Первыми с проблемой компьютерной зависимости столкнулись в начале 90-х годов американские врачи-психотерапевты. К ним обратились за помощью сразу несколько крупных фирм, которые стали нести убытки из-за того, что проверенный годами персонал стал вдруг "расхлябанным", начал допускать множество огрехов, недоделок и глупых ошибок в работе. При этом формально дисциплина не страдала, напротив, большинство сотрудников засиживались в офисе подолгу после окончания рабочего дня.
Установили причины этого бедствия не сразу. Психологов насторожило, что самые малоэффективные сотрудники внешне казались самыми усердными - они редко покидали рабочее место, почти все время проводили за монитором компьютера. Вот тогда ученые и узнали о существовании так называемой интернет-зависимости.
- Она не возникает в одночасье. Обычно риск ее "заработать" появляется через полтора-два года активного пребывания в сети, - рассказывает сотрудник Института психологии Калерия ЛАВРОВА. - Часто это происходит неожиданно для всех. Скажем, родители, покупая компьютер ребенку, первое время внимательно наблюдают: нет ли вреда от этой игрушки. Потом убеждаются: все в порядке. И когда через пару лет их ребенок становится "странным" - они не ищут причину в "хорошо себя зарекомендовавшем" компьютере, а пытаются найти другие объяснения...
Из истории болезни. Ольга М., 20 лет, студентка, город Самара. Вначале пользовалась Интернетом только для получения информации, подготовки рефератов. Через год стала завсегдатаем чатов. Родители заметили, что она реже выходит из дома, пропускает занятия в институте. Перестала спать, поскольку ночью доступ в сеть дешевле. Появилась раздражительность, вспыльчивость. Еще через полгода разорвала все контакты с подругами. Утратила интерес к своему внешнему виду. При общении с родителями с трудом формулировала ответы на их вопросы. Попытки заподозривших неладное родителей силой отлучить дочь от компьютера ни к чему хорошему не привели: у нее появились сильные головные боли, пропал аппетит. Когда ее допускали к компьютеру - боли прекращались. Сейчас проходит курс психотерапии.
- У "интернет-зависимого" вся жизнь, все эмоции, все контакты перемещаются в компьютерную сеть, в виртуальный мир. Пребывание в мире реальном становится для него мучением, гнетущим времяпровождением. Поэтому побороть болезнь, просто выключив компьютер из розетки, часто бывает невозможно. Приходится постепенно, буквально по минутам сокращать "дозу" пребывания в сети, шаг за шагом перетаскивать человека из виртуального мира обратно, в реальный, - рассказывает врач-психиатр, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Виталина Бурова.
- И сколько же у нас в стране интернет-зависимых людей?
- В России это пока не приобрело характера эпидемического. "Спасает" наша бедность: Интернет стоит дорого, а зарплаты у людей маленькие. Но уж если человек стал зависимым - он готов вынести из дома последнюю мебель, продать все - лишь бы остаться в сети. По моим исследованиям, у нас в той или иной степени "зависим" один процент от всех пользователей сетью. А скажем, в США интернет-аддикты составляют примерно пять процентов всех посетителей "он-лайна". Счет уже идет на сотни тысяч человек. Нужно заметить, что, помимо интернет-зависимости, есть еще зависимость от компьютерных игр. Считается, что она не так опасна, однако тоже чревата немалыми проблемами.
Из истории болезни. Никита Ш., 16 лет. Пользуется компьютером с 10 лет. Сразу увлекся играми - "бродилками" и "стрелялками". В последние три года проводил в играх все свободное время. Прогуливал занятия в школе. Дважды госпитализирован с переломами вследствие падения с большой высоты, во второй раз прошел курс психотерапии. Дело в том, что в компьютерных играх можно прыгнуть с любой высоты, подняться и пойти дальше. А поскольку времени в играх он проводил много, то находясь в реальном, невиртуальном мире, он иногда забывал, что это не игра, и утрачивал чувство реальности и опасности.
- Ну с играми все более или менее ясно. Они ярки, красочны, полны приключений. А чем Интернет может привлечь настолько, что человек предпочтет его реальному миру?
- Начнем с того, что к любой зависимости у человека может быть предрасположенность, а может и не быть. Согласно американским исследованиям предрасположенными к интернет-аддикции являются люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе. Или те, кому в жизни не хватает общения, внимания, кто считает, что их недооценивают. Именно они получают возможность своеобразно компенсировать недостаток общения, войдя в сеть, - говорит Калерия Лаврова. - Девушка может считать себя дурнушкой и жутко комплексовать при личном общении, а в сети собеседник ее не видит, и она рассказывает ему, что очень красивая. И находит себе поклонника, и не одного.
Сколько в сети виртуальных романов, флирта! Иной человек не может при обычном общении удержать внимание собеседника, а в чате этого не требуется. Собеседников много, кто-нибудь возьмет да и обратит внимание. Нужно понимать, что общение через Интернет для многих - благо. Но важно чувствовать ту грань, когда благо превращается в опасность.
- И где же та грань?
- Если человек проводит в сети более трех часов не связанного с работой времени ежедневно, то он уже в группе риска. Если ему становится безразлично, как он выглядит, не важно мнение окружающих, а куда интереснее, что о нем думают собеседники в сети, то, возможно, он уже приобрел зависимость. Если человек понимает, что из-за чрезмерного пребывания в сети у него начались проблемы с работой, учебой, но не может остановиться - это, скорее всего, уже аддикция, - рассказывает Виталина Бурова. - Кроме того, есть физические симптомы: поражение нервных стволов руки, сухость в глазах, расстройство сна, головные боли и сильное чувство раздражения, когда компьютер выключен. При серьезной степени зависимости человек утрачивает способность общения с живыми людьми: плохо понимает, о чем они говорят, не может сформулировать фразу без использования клавиатуры. Как всякая зависимость, интернет-аддикция приводит в конце концов к нервному истощению.
- А есть ли данные о том, какие сайты наиболее способствуют развитию зависимости? Говорят к тому же, что в сети существуют вирусы нового поколения, которые заражают уже не компьютер, а самого пользователя...
- Ну насчет вируса, который сводит с ума не компьютер, а человека, который за ним сидит, - это пока слухи. Конечно, на многих сайтах используются специальные технологии, приковывающие внимания посетителя, но не более того, - утверждает Калерия Лаврова. - А наиболее "затягивают" ролевые игры, любовные приключения в сети. И часто такие игры оканчиваются печально. Вот один из распространенных случаев. Молодой человек, Андрей К., очень закомплексованный, не мог найти себе девушку. И однажды все-таки отыскал через Интернет родственную душу. Они понимали друг друга с полуслова (если это применимо к сетевому общению), переписывались, ежедневно встречались в чатах. Андрей влюбился и стал добиваться встречи. Она долго отказывалась, ссылаясь на то, что живет в Америке и путь в Москву неблизкий. Наконец согласилась. А при встрече оказалось, что "американская возлюбленная" на самом деле - мужчина, пожилой гомосексуалист из Таганрога. Андрей был в таком жутком состоянии после этого обмана, крушения любовных иллюзий, что его буквально пришлось вытаскивать из петли.
Вообще в сети люди часто "меняют пол", мужчина притворяется женщиной и наоборот. Само по себе, с точки зрения современной психологии, это не страшно, если не причинять при этом боль другим. Но многие аддикты "заигрываются", проводят в сети в качестве представителя другого пола не меньше времени, чем в реальной жизни. Начинается своего рода раздвоение личности, человек забывает: где я сейчас - в "он лайн" или "оф лайн"? Кто я сейчас - мужчина или женщина?.. И нередко лечить приходится уже не от интернет-зависимости, а от более серьезного психического расстройства.
- Лечить зависимость от компьютера сложнее или проще, чем от алкоголизма или наркомании?
-У компьютерных аддиктов не возникает химической зависимости, а значит, не требуется очищать организм, нормализовать обмен веществ. Но ведь для того, чтобы избавиться от зависимости, нужно устранить причину ее возникновения. А причина в том, что человека не устраивает что-то в жизни. Если человеку плохо в реальном мире, то он пытается убежать в виртуальный, вымышленный мир. Чтобы остановить это бегство, нужно ему доказать: в нормальном, реальном мире тоже хорошо, только здесь можно найти, утвердить себя... Часто объяснить это непросто.
*АДДИКЦИЯ - патологическое влечение к чему-либо, например, к наркотикам.
В последние годы выяснилось, что предметом аддикции могут быть и Интернет, и компьютерные игры - то есть все, что помогает человеку "уйти" из реального мира в "виртуальный".
Психологи установили, что каждый двадцатый интернетчик "подсаживается" на виртуальную иглу.
В России даже появились службы анонимной помощи компьютерным "сетеголикам".
По данным исследований:
Среди подверженных зависимости преобладают мужчины - их 67 процентов.
Средний возраст интернет-аддиктов в России - 25 лет.
Стаж пребывания в сети - от двух лет.
80% всех интернет-аддиктов "приобрели" зависимость "благодаря" чатам.