ЛЕДОКОЛЫ НА МЕЛИ

На днях промелькнуло сообщение: атомный ледокол "Ямал" взял курс на архипелаг Шпицберген, где примет на борт 70 туристов из разных стран мира и затем отправится в круиз к Северному полюсу. Интерес к морскому арктическому туризму сейчас переживает бум. Уже состоялось 23 таких похода к "макушке" планеты. Для наших ледоколов это один из способов заработать средства для выживания. Вполне официальный. Правда, в договоре указано, что атомоходы могут быть использованы в качестве круизных по преимуществу весной-летом, когда уменьшается нужда в проводках транспортных судов в Арктике, но время выбирать не приходится. Работа ледокольного флота считается убыточной.

Грузооборот на Севморпути упал до 1,5 миллиона тонн. Для самоокупаемости его надо бы поднять в 2 - 3 раза. И это вполне реально. По прогнозу специалистов, уже к 2005 году за счет увеличения добычи газа и нефти на шельфе транспортный коридор загрузится до 5 - 7 миллионов тонн. Беда в другом: к этому времени у России практически не останется атомных ледоколов, которые пробили бы дорогу для транспортных судов.
- В 2004 - 2006 годах в связи с физическим и моральным старением все атомные ледоколы, за исключением "Ямала", подлежат списанию, - рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Игорь Чернышенко. - Если в СССР с 1959 по 1991 год было построено 8 атомных ледоколов (два - "Ленин" и "Сибирь" - уже выведены из эксплуатации), то за последнюю десятилетку - ни одного. Правда, на Балтийском заводе в Петербурге уже 11 лет строится ледокол из этой серии - "50 лет Победы", но финансирования катастрофически не хватает, и нет надежды, что в ближайшие годы он сойдет со стапелей. Если не увеличим расходы на поддержку уникального отечественного флота, Россия рискует быть вытесненной из Арктики.
Между тем Севморпуть как рынок транспортных перевозок весьма привлекателен для многих стран. По словам Игоря Чернышенко, Япония и Китай сейчас активизировали свое присутствие в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Немецкое научное судно несколько лет отслеживает ситуацию в этой зоне. Маршрут-то куда короче, чем традиционный путь через Суэцкий и Панамский каналы. В общем, претендентов достаточно. Если Россия не сохранит своего потенциала в этой сфере, за рубежом может начаться строительство ледоколов с целью создания международного транспортного коридора по Севморпути. Но мы не имеем права уступать свои позиции иностранным конкурентам.
С 1993 года для обеспечения безопасности мореплавания на трассах Севморпути (от новоземельских островов на западе до бухты Провидения на востоке) выделялось не более 15 процентов средств от необходимого финансирования. Мы практически потеряли службу гидрографии. Был даже случай, когда ледокол "Вайгач" сел на мель вблизи порта. Потеряли метеослужбу на Шпицбергене, которая работала и на ледокольный флот. Нам необходимо восстановить свыше 270 навигационных объектов, разрушенных за 5 последних лет на побережье арктических морей и в устьях сибирских рек.
Так или иначе трат не избежать. Потому что Север, как говорил Владимир Путин на совещании в Мурманске, посвященном развитию Севморпути, - "это наш стратегический резерв в развитии государственности". Именно на шельфе морей Северного Ледовитого океана сосредоточены природные богатства: 90 процентов российской добычи никеля, 63 процента меди и, главное, газ. Здесь, например, в избытке чистая пресная вода, на которую тоже найдутся покупатели. С транзитом через Ледовитый океан связаны наши надежды на освоение новой ниши в мировом распределении труда. Тут 6 тысяч километров нашей береговой границы. На Севере проживают 12 процентов россиян... Им надо завозить топливо и продовольствие. Потеря ледокольного флота будет означать нарушение монополии России на Севморпуть. За этим может последовать экономическая экспансия развитых стран - ведь свято место пусто не бывает.