БАНКИ МЕНЯЮТ ПОДХОД

Формулу "российская экономика остро нуждается в инвестициях" сегодня знает каждый школьник. Экономисты спорят об объемах финансовых вливаний, необходимых стране, но как только речь заходит о фактах, споры прекращаются. Все признают абсурдность положения, когда в структуре финансирования инвестиционных расходов российских предприятий более двух третей составляют собственные средства. А доля кредитов реальному сектору в России не превышает 15 процентов от уровня ВВП, в то время как в США - 70 процентов, в Германии - 113 процентов.

Столь печальная для нас статистика - результат того, что по-прежнему лишь отдельные отечественные банки работают с реальным сектором экономики. Многих останавливают сложности на этом пути. Взять, например, кредитование. Такие факторы, как слабая юридическая защищенность кредитора и отсутствие чистой кредитной истории у многих отечественных предприятий, желающих получить ссуду, становятся для большинства банков непреодолимыми препятствиями.
- Легче всего поддаться дешевому популизму и открыть кредитные линии для всех желающих, - говорит председатель правления Национального банка развития (НБР) Виктор Кострицын. - Так очень просто завоевать репутацию лидера в области кредитования. Однако ситуация сейчас требует от банков особой осторожности. Нельзя забывать, что взаимоотношения банк - клиент строятся по принципу сообщающихся сосудов.
Падение рынка ГКО, кредитовавшего государство, похоронило многие крупные российские банки. Немало было и случаев, когда монстры банковского дела по разным причинам ссужали деньги никому не известным структурам. От таких экономически не обоснованных шагов при банкротстве "заблудившегося в кредитах" банка в первую очередь пострадали "правильные" заемщики. Авантюризм в выдаче ссуд привел к тому, что сейчас по пальцам можно пересчитать кредитные организации, имеющие десятилетнюю историю и входящие в число крупнейших в стране.
Национальный банк развития уже десять лет строит свою стратегию на кредитовании реального сектора экономики. По состоянию на 1 октября 2001 года в структуре активов банка 43 процента составляли выданные ссуды. Более половины клиентов представляли промышленность. В числе последних разработок НБР - созданные и уже отлаженные технологии взаимодействия с различными категориями клиентов.
В своей кредитной политике банк выделяет три основные категории клиентов - мелкие с месячным объемом выручки до 6 млн. рублей, средние (от 6 до 50 млн.) и крупные (свыше 50 млн. рублей). Первая категория может получить кредит, как правило, на срок до шести месяцев и в сумме до 3 млн. рублей. Ставка не менее чем ставка рефинансирования плюс 3 процента, если нет кредитной истории. Залог - товары в обороте, личное поручительство учредителей или имущество учредителей. Клиенту не обязательно использовать другие услуги банка.
Средние клиенты могут получить два кредита, один из которых со сроком погашения до 20 дней, другой - до 9 месяцев. Сумма кредитов - до 50 процентов от среднемесячной выручки. Ставка не менее ставки рефинансирования. Залог - товары в обороте. Личное поручительство или имущество учредителей в залог не обязательно. Клиент должен использовать другие услуги и операции банка.
Крупные клиенты могут получить два кредита, один из которых со сроком погашения до 25 дней, другой - до 12 месяцев. Сумма кредитов - до 80 процентов от выручки в месяц. Залог - недвижимость, производственное оборудование, акции предприятия, гарантии дружественных фирм, имеющих счета в банке, товары в обороте и на складе банка. Ставка по кредиту может быть меньше ставки рефинансирования при условии совокупной оценки доходности обслуживания клиента.
- Наша главная цель - работа с реальным сектором экономики - отнюдь не означает всеядности в выдаче кредитов, - говорит Виктор Кострицын. - Наоборот, провозгласив такой лозунг, мы не имеем права на ошибку. Сейчас две главные причины сдерживают банки в выдаче кредитов - слабая юридическая защищенность кредитора и отсутствие чистой кредитной истории у многих предприятий, которые хотят получить ссуду. Мы стараемся решить данные проблемы и готовы и дальше кредитовать реальный сектор. Мы идем на компромисс с заемщиком, рассчитывая на понимание с его стороны.
На что должен обратить внимание заемщик, чтобы получить ссуду? Первое: поскольку законодательство слабо защищает интересы кредитора, банки требуют от заемщиков определенных залогов. Второе: банки ждут от предприятий чистой кредитной истории и прозрачности финансовой отчетности, чтобы оценить добропорядочность и масштабы их бизнеса.
Если предприятие для кредитного обеспечения готово играть в "открытую" и имеет собственное имущество, добро пожаловать в банк.
В НБР, по словам заместителя председателя правления Василия Кирсанова, одним из основных критериев в выдаче ссуды являются возможность и перспективы развития бизнеса заемщика. Поэтому кредиты получают не только финансово устойчивые компании, но и те, кто имеет временные трудности. Однако стратегия развития этих компаний и реальные планы по преодолению кризиса должны свидетельствовать о том, что эти трудности - действительно временные. Серьезное внимание уделяется наличию современных технологий, уровню стратегического и финансового менеджмента, степени участия собственников в решении проблем компании.
Качество кредитов - важнейший принцип стабильности отдельно взятого банка и банковской системы в целом. И чтобы не поставить под сомнение благополучие других заемщиков и вкладчиков банка, необходимо соответствовать всем критериям. Зато достигнутое соответствие дает заемщикам ряд преимуществ, облегчающих их жизнь в мире кредитов. Например, в арсенале НБР имеются такая высокотехнологичная услуга, как автоматизированная система дешевого краткосрочного кредитования на срок от 1 до 20 дней с "плавающей" процентной ставкой, недорогие вексельные кредиты (от 10 процентов годовых), кредитные линии с изменяющимся текущим лимитом ссудной задолженности. Клиентам Национального банка развития предлагаются все виды лизинговых операций, а также кредитование в форме факторинга. Банк придерживается гибкой процентной политики, стремится к достижению разумного компромисса между уровнем кредитного риска, состоянием кредитного рынка, возможностями и ожиданиями потенциальных заемщиков.
В НБР работает Корпоративный ресурсный центр с отлаженными процедурами для клиента по управлению собственными средствами. Это позволяет клиенту в самые сжатые сроки, когда счет идет на часы, разместить деньги на депозите от 1 до 20 дней или получить короткие кредиты.
Банки, стремящиеся достичь высот в области кредитования производства, создают все новые и новые технологии работы с заемщиками. Этот вид банковского бизнеса более сложен и менее выгоден, чем операции на спекулятивных рынках. Но такие банки не торопятся. Для них десять лет - только начало истории, в то время как для многих, работающих с рискованными ценными бумагами, - недостижимый рекорд долголетия.