АМАН ТУЛЕЕВ: ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ НАЧНЕТСЯ В СИБИРИ

На протяжении более 400 лет Россия осваивала Сибирь, удерживала ее в своих границах и

На протяжении более 400 лет Россия осваивала Сибирь, удерживала ее в своих границах и приращивала ею державное могущество. Мужественные русские первопроходцы, идя "встречь солнца", открывали новые земли, обживали их и преображали беспримерным трудом. Русские люди освоили и заселили гигантские пространства площадью примерно 10 млн. кв. километров, и эти некогда дикие и пустынные земли стали неотъемлемой частью России, ее важнейшими сырьевыми, промышленными и сельскохозяйственными регионами. Власть всегда держала в поле зрения новые земли, привносила туда свои устои, плоды зрелой цивилизации, обеспечивала модернизацию сложившегося там уклада жизни.
"Все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности", - писал в конце XIX века известный сибирский ученый Н.М. Ядринцев.
Практически весь XX век ознаменован эпохальными проектами общенационального масштаба, осуществляемыми именно в Сибири. Строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали; освоение целины; формирование пояса академической науки; строительство БАМа и создание мощнейших нефтегазового и энергетического комплексов.
Думаю, что любому трезвомыслящему наблюдателю ясно, что нынешний подход к развитию национальной экономики, когда ее рост достигается исключительно за счет увеличения экспорта сырья, в первую очередь нефти и газа, надо менять. Сидя на "нефтегазовой игле" в полной зависимости от капризов мирового рынка и от колебания цен на нем, экономику XXI века не построишь.
Сегодня нужна смена приоритетов, необходима масштабная экономическая программа, которая позволит России вновь занять подобающее ей место среди развитых стран.
Нужда в таком общероссийском проекте - крайняя. Всем известно, что, например, наш автопром дышит на ладан; с хлеба на воду перебиваются авиапром и многие другие производящие отрасли. Российская металлургия, одна из немногих отраслей, продукция которой выходит на внешний рынок, может оказаться раздавленной стальным катком Китая, который из мирового импортера металла вот-вот станет его мировым экспортером.
Нашей точкой опоры и архимедовым рычагом должна стать Сибирь с ее по-прежнему несметными богатствами, пока еще существующим промышленным потенциалом и гигантской территорией.
УРОКИ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО
При всех недостатках прежней социалистической системы хозяйствования государство давало Сибири очень многое и прежде всего осуществляло стратегическое комплексное планирование. В точках экономического роста концентрировались гигантские финансовые, интеллектуальные и людские ресурсы.
Взять хотя бы освоение целины. Чтобы увеличить производство зерна в стране, руководство СССР поставило задачу в течение двух лет поднять около 13 млн. гектаров новых земель. Для этого было организовано переселение на восток страны большого числа рабочих и колхозников из южных и юго-западных районов. Более 350 тысяч добровольцев прибыли в районы освоения целины - в Казахстан, на Южный Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Там было организовано более 400 новых совхозов, куда направлялись специалисты и опытные руководители, новейшая техника.
В целинных совхозах были созданы комсомольско-молодежные тракторные бригады. Соревнуясь за освоение в кратчайшие сроки новых земель, они показывали образцы настоящего трудового героизма.
В СССР за 1954 - 1960 гг. было освоено 41,8 млн. гектаров целинных и залежных земель. Низкий поклон всем целинникам. Не их вина, что изрядная часть этих земель была потом заброшена, заросла кустарником и вышла из сельскохозяйственного оборота. Власть, подняв народ на подвиг, как оказалось, не все просчитала, проявила волюнтаризм, допустила стратегические ошибки. И отсюда вытекает весьма актуальный для нас урок - недопустимо, а сегодня, когда сил и средств у нас по сравнению с СССР в обрез, фактически гибельно претворять в жизнь великие планы негодными или непроработанными методами.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ), по замыслу руководства СССР, должна была существенно повысить уровень безопасности геополитически уязвимых районов Забайкалья и Дальнего Востока, население которых (9 млн. человек) испытывает колоссальное демографическое давление сотен миллионов жителей соседних государств, в первую очередь Китая. Кроме того, магистраль позволила бы освоить крупные месторождения природных ископаемых, которые расположены в зоне трассы, и стать надежной опорой для хозяйственного освоения огромной территории (около 1,5 млн. кв. километров).
Тогдашнее руководство страны отдавало себе отчет, что этих целей не достигнуть без решения ряда задач - насыщения зоны трассы квалифицированными кадрами и их закрепления там, а также строительства промышленных объектов, в первую очередь добывающих и перерабатывающих. Чтобы привлечь людей на БАМ, было запланировано масштабное возведение жилья и социально-бытовой инфраструктуры. К строительству предприятий на основе компенсационных соглашений удалось привлечь ряд крупных зарубежных фирм на взаимовыгодных условиях: они вкладывают средства в возведение промобъектов, а расплачиваются с ними за счет добытых этими предприятиями ресурсов.
Реализации проекта, конечно, сильно поспособствовали идеология и пропаганда: БАМ был объявлен "комсомольской стройкой" и "стройкой века". Задействовали административный ресурс - республики и города страны обязали взять шефство над отдельными участкам трассы и объектами на ней. Предусмотрели и систему материального стимулирования - льготы, надбавки к зарплате, премии строителям.
Поначалу проект успешно пошел. Но постепенно триумфальное продвижение трассы по девственной тайге начало давать сбои. Главным просчетом явилось то, что руководители проекта стали отходить от первоначального замысла комплексного освоения трассы БАМа - километраж уложенных рельс стал самоцелью, а развитие промышленной и социальной инфраструктур откладывалось на потом. Начало перестройки, усиление экономической и политической нестабильности и вовсе поставили крест на магистрали.
Как видно на примере БАМа, главное условие успешного решения масштабных задач - комплексный подход к хозяйственному и социальному преобразованию трудного, но чрезвычайно перспективного региона, каковым является Сибирь. Недостаточное внимание к этому фактору может обернуться бесцельным распылением сил и средств, а в конечном итоге - крахом.
СМЕНА ИДЕОЛОГИЙ
Говоря о "великих стройках" СССР, нельзя не вспомнить о том беспрецедентном эмоциональном настрое населения, особенно молодежи, когда миллионы молодых людей добровольно, по зову сердца буквально рвались в Сибирь и на Дальний Восток, туда, где можно быть полезным, можно проявить себя, трудностей хлебнуть, наконец, просто романтикой надышаться... "А я еду за туманом и за запахом тайги", - распевали под гитару парни и девчонки тех лет.
Вот и я, окончив с красным дипломом Тихорецкий железнодорожный техникум, на распределении отказался от направления в ростовский институт, а попросился в Сибирь, причем, если возможно, на самый сложный участок Транссиба. Так в 1964-м я попал в Кузбасс и прикипел к этому краю уже навеки...
Кто-то может возразить, мол, это все результат идеологической обработки, народ ехал светлое социалистическое будущее строить. Конечно, идеология была. Но ведь призывали тогда молодых не "Клинское" пить, а звали созидать на благо страны. И, между прочим, именно трудами того поколения мы сейчас живем. Ведь нефть и газ, которые поят, кормят и одевают нас сегодня, были разведаны, добыты и стали поставляться на экспорт именно в те годы.
Кто сейчас нам мешает создать новую идеологию? Определить цели, понятные всем. Призвать россиян к строительству такой России, где при наличии демократических свобод у людей будут твердые социальные гарантии, уверенность в том, что все накопленное и созданное (традиции, устои, семейный достаток и т.п.) перейдет их детям, а от них, приумноженное, - достанется внукам. Главное, чтобы люди хорошо осознавали, что, работая на страну, они делают это для себя, для благополучия своей семьи, для будущего своих потомков.
Сегодня все любят цитировать известное изречение М.В. Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью. Но при этом как-то забывают, что просто так нигде и ничего не прирастает. Реальностью сказанное будет лишь тогда, когда мы выберем правильную стратегию этого "прирастания".
Многое из того, что можно и нужно сделать, на самом деле давно и хорошо известно. Недостает главного - государственного подхода и политической воли. Ускоренная модернизация Сибири в настоящий момент не может быть совершена силами отдельных компаний, отраслей или даже регионов. Это общенациональная задача, которая требует возведения ее в ранг государственной политики.
Уже сейчас есть проекты федерального значения, способные преобразить Сибирь: строительство Северной широтной дороги для выхода из Сибири в европейскую часть России через Север и сооружение нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан и некоторые другие. Реализация этих проектов сулит высочайшую отдачу. В случае с нефтепроводом, например, это освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири, что позволит не только удовлетворить наши внутренние потребности в нефти и газе, но и наладить их экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В новой программе комплексного развития Сибири необходимо творчески учесть достижения и избежать ошибок и недочетов великих проектов Союза - целины, БАМа и других. Первоочередным должно стать ускоренное развитие передовых отраслей сибирской экономики в вычлененных зонах технологического прорыва. Например, нужно всемерно стимулировать глубокую переработку сырья. Возможно, стоит вернуться к централизованному финансированию тех проектов, которые способны выдвинуть нашу страну на передовые позиции.
(Окончание читайте в пятницу, в N221.)