ПРИЗРАК "МЕРСЕДЕСА"

Сотрудники департамента собственной безопасности МВД РФ разоблачили транснациональную группировку, занимавшуюся незаконными операциями с автомобилями, похищенными в Западной Европе. По самым скромным подсчетам, число лимузинов, числящихся в розыске по спискам Интерпола, но благополучно нашедших своих "законных" владельцев в России, исчисляется десятками тысяч.

"ЛУЧШЕ СМЕРТЬ, ЧЕМ РУССКАЯ ТЮРЬМА"
Так написал в своей предсмертной записке один из организаторов группировки немец Вальтер Шмельцинг. Когда прокурор западногерманского города Киля предъявил ему обвинение в мошенничестве, немец повесился в кабинете своего загородного особняка.
Шмельцинг был хорошо известен не только среди людей, занимавшихся розыском украденных автомобилей. Его имя стало символом борьбы с международной мафией и коррупцией. Он выступал по телевидению, в прессе, даже написал книгу, в которой рассказывал о своих достижениях. А рассказать было о чем.
Еще в начале 90-х предприниматель зарегистрировал в Германии фирму "Шмельцинг ГМБХ". Это дочернее предприятие крупнейшей гамбургской компании "Краваг-Верзихиренг", занимающейся страховым бизнесом во многих областях. Шмельцинг сосредоточился на поиске и возврате угнанных автомобилей. Понятно, что с этого момента большую часть времени Шмельцинг проводил в России. Ведь, по данным Интерпола, до 90% похищенного в Европе автотранспорта перегоняется в страны СНГ, а львиная доля машин представительского класса оседает в Москве.
Скоро немец вместе с бывшим офицером Западной группы войск неким Доридзе, учредил в Москве компанию "Авто-гарант".
Партнеры работали по апробированной схеме: получали данные о похищенном в Германии транспорте, "пробивали" его по базам данных ГИБДД, находили хозяев, обращались в суд... В среднем с каждой возвращенной машины они получали от 3 до 7 тысяч евро. Деньги вполне приличные, учитывая, что все судебные расходы оплачивала гамбургская компания "Краваг". Росло число найденных авто, росла добрая слава Шмельцинга и его российского партнера. Кульминацией этого процесса стало громкое дело о возврате на "историческую родину" автобуса, угнанного в Германии. Его отыскали не где-нибудь, а в гараже... администрации президента России. Причем автобус раскатывал с "флаговыми" номерами.
Конечно, партнеры не забывали и о себе. Иначе, откуда появились бы роскошные особняки Шмельцинга в Киле, и Доридзе - в Подмосковье. Но в целом фирма работала в рамках закона, и, возможно, так продолжалось бы до сих пор, если бы однажды немец Шмельцинг и его фирма "Авто-гарант" не попали бы в поле зрения некоего Горевого.
КОГДА ИНТЕРПОЛ БЕССИЛЕН
Бывший сотрудник регионального управления по организованной преступности Горевой был уволен из милиции по компрометирующим обстоятельствам. Но, как это иногда бывает, служебное удостоверение он не сдал, связь с коллегами не прервал.
- Стала поступать интересная информация о некоем сотруднике милиции, - рассказывает оперативник Департамента собственной безопасности МВД РФ Юрий Тимченко. - Он брался решать любые вопросы, козырял связями "на самом верху". Вскоре выяснилось, что наш фигурант - уроженец Чечни, живет в Москве, занимается автомобилями.
Именно Горевой понял, что это непаханое поле - возврат объявленных в розыск Интерполом машин. Если, конечно, правильно распорядиться возможностями... Он и сделал предложение, от которого ни Доридзе, ни борец с мафией Шмельцинг отказаться не смогли. А дело было в процедуре возврата похищенных автомобилей. Она почти идеально подходила для аферы, разработанной бизнесменами.
- В Германии все машины, - а уж тем более автомобили представительского класса, - страхуются на случай угона, - продолжает Юрий Тимченко. - Если владелец становится жертвой преступления, то страховая компания тут же выплачивает стоимость похищенного авто. Но вместе с тем, страховщик становится правообладателем имущества. Другими словами, он занимается всеми юридическими вопросами розыска, а в случае обнаружения - транспортировкой и дальнейшей судьбой найденной машины.
Немецкая сторона была очень довольна тем, как работает Шмельцинг. Интерпол никакой практической помощи по розыску автомобилей не оказывал. Россия для немцев была, как черная дыра, в которой бесследно исчезали тысячи машин: "мерседесы", "ауди", "БМВ" и разная мелочь - "опели", "фольксвагены", "форды"... Так было до тех пор, пока не появился Шмельцинг со своей компанией. Немцы поняли, что наконец-то хоть какая-то часть украденного стала возвращаться.
Поначалу все шло, как обычно. "Авто-гарант" находил украденную машину, сообщал об этом в Германию и направлял документы в суд. Машина объявлялась в розыск, затем задерживалась сотрудниками милиции и доставлялась судебными приставами на штрафстоянку. В 99 случаях из 100 "Авто-гарант" без труда выигрывал суд, и юридическим хозяином автомобиля становился Шмельцинг, которому страховщики передавали права на проведение всех юридических процедур.
С этого момента Горевой и предложил "перевести стрелку". Зачем возвращать страховщикам все автомобили, упуская свою выгоду? За отправленную в Германию машину можно было получить максимум 6-7 тысяч евро, а если оставить лимузин себе и продать его даже не за полную стоимость, полученная сумма будет на порядок выше.
ФАНТОМНА СОХРАНЕНИИ
Сколько именно автомобилей нашло новых хозяев по такой схеме, история умалчивает. Доподлинно известно о двух шикарных "мерседесах", стоимость которых на рынке достигает 250 тысяч евро. Один обошелся хозяину в $ 40 тысяч, а другой - в $ 25 тысяч... По оперативным данным, с того момента, как к делу подключился Горевой, "Авто-гарант" начал возвращать всего по две-три машины. Остальные скрывались на бескрайних просторах России.
- Махинаторы успешно прикрывались авторитетом Шмельцинга, - объясняет Юрий Тимченко. - Тот уверенно заявлял: машина найдена, но вернуть ее невозможно. И ссылался на специфику коррумпированной России. Немцы ему верили. А уж если он упоминал Кавказ, вообще никаких вопросов не задавали, лишь глаза отводили в сторону... Даже когда мы приехали в Германию и попытались объяснить что к чему, нам не хотели верить. Шмельцинг представил всю историю, как внутриклановую борьбу в недрах МВД. Нам стоило больших трудов, чтобы немцы согласились с нами сотрудничать в двух случаях.
Как рассказали сотрудники ДСБ МВД РФ, масштабы криминального авторынка настолько велики, что даже у борцов с коррупцией опускаются руки. Достаточно назвать немного цифр, чтобы оценить ситуацию.
Только в 2005 году было разоблачено пять организованных преступных групп, занимавшихся легализацией криминального автотранспорта. Из них три группы имели международные связи, "окна" на границе, своих людей в прокуратуре, пограничной и таможенной службах. В группы входили действующие сотрудники милиции, которые помогали ставить на учет и легализовывать транспорт, числившийся в розыске.
Только на первой стадии операции сотрудниками ДСБ МВД РФ совместно с подразделениями ФСБ и ГТК РФ выявлено более 700 автомобилей, криминальное происхождение которых не вызывает сомнений. Изъято свыше 1000 поддельных паспортов транспортных средств, бланков доверенностей, 200 фальшивых печатей, в том числе с символикой МВД, 150 клише нотариусов и подразделений ГИБДД. Найдена также подпольная типография, где изготавливались эти документы. Как выяснилось, типография контролировалась представителями чеченской преступной группировки. Кроме того, изъято более 300 подлинных паспортов транспортных средств, что предотвратило легализацию похищенных ранее автомобилей.
Для переправки похищенного в Европе транспорта преступники использовали так называемый фантом. При пересечении границы они прикрепляли к машине номерной знак, принадлежащий легальному автомобилю, имеющему разрешение на многократный проезд из одного государства в другое.
Пик махинаций с автомобилями был зафиксирован в 2001 году. Недобросовестные сотрудники правоохранительных органов использовали статью 82 УПК РФ - "Хранение вещественных доказательств". В ней указывается, что громоздкие вещественные доказательства, хранение которых затруднено, могут быть приобщены к делу в виде фотографии или их описания. В тот период по справке о так называемом "ответственном хранении" только в Москве ездили десятки тысяч автомобилей. Даже если "хозяина" такого авто останавливали гаишники, он демонстрировал им справку "ответственного хранения" и легко объяснял почему, при зарплате 10 тысяч рублей, он разъезжает по городу на машине, стоимостью $ 250 тысяч!
А что же наши герои, какова их дальнейшая судьба? Что случилось с господином Шмельцингом, мы уже сказали. Что касается остальных фигурантов дела, первый суд вообще признал их невиновными. Лишь Горевой был наказан небольшим штрафом.
После того, как прокуратура опротестовала решение суда, был вынесен более строгий приговор. Доридзе и его напарник Горевой получили по 5 лет условно. Осужденные не скрывали своей радости. Ведь по существу приговор не ущемляет их права, фактически оправдывает мошенничество в особо крупных размерах и дает сигнал их последователям: действуй, как я!
И второй приговор был опротестован. Скоро начнется новое судебное слушание и мы расскажем о его итогах.