Российских туристов будут спасать SMS

Ведомство планирует открыть онлайн-регистрацию туристов и внести изменения в «Административный регламент по информированию об угрозе безопасности»

Россиянам, выезжающим за рубеж, вскоре нужно будет заполнять специальную форму, указав в ней страну назначения и свой мобильный телефон. Первое время это будет добровольная и необязательная процедура.

На пресс-конференции руководитель Ростуризма Александр Радьков сообщил, что сайты, на которых туристы оставляют свои данные перед путешествием, работают почти во всех странах ЕС, и это помогает властям в случае происшествий оперативно получать информацию о своих гражданах и помогать им.

Сейчас такой информацией владеют только туроператоры, но очень много тех, кто не пользуется их услугами и самостоятельно планирует свой отдых, а значит, информации о них нигде нет.

Те, кто оставит о себе данные на сайте Ростуризма, смогут получать информацию и инструкции, если окажутся в зоне стихийного бедствия или народного волнения. SMS-сообщениями будут высланы все инструкции о том, как действовать в этой ситуации и куда обращаться за помощью. По данным ведомства, больше всего несчастных случаев с российскими туристами происходит на курортах Турции, Таиланда и на Украине.

В основном это происшест-вия, связанные с дорожными авариями, кражами, насилием, и различные медицинские проблемы. Например, в Анталье за восемь месяцев этого года погибли 43 россиянина, пострадали в ДТП 167, за медпомощью обратились 1200 туристов.

Как считает директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, онлайн-регистрация, если она будет введена и заработает, безусловно, полезна, однако пока остается открытым вопрос о том, как это будет действовать.

«Предложение Ростуризма очень полезно, однако это полностью идет под ответственность самих россиян — никак контролировать это пока не будут. И если, допустим, из группы зарегистрируются три человека из семидесяти, то, безусловно, искать или помогать в случае ЧП будут всем — и тем, кто оставлял о себе информацию, и тем, кто не оставлял», — прокомментировала она «Труду».

Кроме того, эксперт предположила, что, возможно, в такую базу позже начнут автоматически вносить данные туристов во время таможенного контроля. Она также отметила, что в сферу туроператоров сбор подобной информации сегодня не входит: «За передвижением граждан должно следить государство, но за свою безопасность отчасти должны отвечать сами туристы».

Пока что ситуация с сервисом в столице оставляет желать лучшего — уже много лет подряд наблюдается нехватка недорогих и качественных гостиниц в категории «три звезды»: номерной фонд в Москве составляет 42 тысячи номеров, в Санкт-Петербурге — 28 тысяч.

Проблемы с транспортом тоже пугают туристов и делают Россию неконкурентоспособной: цена билета составляет почти 70% от стоимости турпакета.

По итогам 2011 года не делается никаких оптимистичных прогнозов, и роста потока иностранных туристов в Россию тоже не предвидится. Текущий год стал сложным для туристического рынка. Для сравнения: в 2010 году Россию с туристическими целями посетили 2,1 млн. человек.

Тем не менее, согласно федеральной целевой программе развития туризма, стоит задача развивать и продвигать российский туристический рынок, а к 2018 году доля туризма в ВПП России должна достичь уже 6–7% (сегодня этот показатель составляет всего 2,5%). Кроме того, государство в ближайшие шесть лет потратит около 2 млрд. рублей на рекламу туристических возможностей страны.