За что загнали Гона

Арестован суперрдиректор альянса Renault - Nissan – Mitsubishi. Это примерно как извержение вулкана в Нью-Йорке

Для мировой автоиндустрии крушение столь знаковой фигуры, как великий и ужасный Карлос Гон, президент альянса Renault — Nissan — Mitsubishi, сравнимо только с извержением вулкана в Нью-Йорке. 64-летний супердиректор был арестован прокуратурой Токио по обвинению в сокрытии доходов и неуплате налогов.

Особенно унизительным для Карлоса Гона стало его задержание на летном поле в салоне персонального джета Gulfstream G650 с блатным номером N155AN (Nissan). Первый допрос на борту длился три часа, потом ему предъявили обвинения и поместили в режимную тюрьму «Косуга» сроком на 22 дня — без свиданий с родственниками, контактов с коллегами, помощи адвоката на допросах.

Собственно, арест акул бизнеса за нарушение налоговых правил — вещь не такая уж редкая. Магнатам трудно избежать искушения с помощью хитроумной схемы уберечь от цепких лап налоговиков миллионы и миллиарды почти своих, кровных. Но приходит час (всегда внезапно, вдруг!) — и на руках, удерживающих штурвалы огромного бизнеса и фешенебельных яхт, защелкиваются наручники.

Так было с американским миллиардером Тайем Уорнером, основателем компании по производству плюшевых игрушек, получившем два года от суда в Чикаго за «забытые» в Швейцарии счета. В Вашингтоне за уклонение в особо крупных осудили мультимиллионера Уолта Андерсона. Суд в Южной Корее приговорил экс-президента страны Ли Мен Бака к 15 годам. В конце концов, кровавого мафиози 30-х Аль Капоне сумели «закрыть» в США именно за неуплату налогов...

И все же дело Карлоса Гона стоит особняком. Он долгое время был у всех на виду и по праву считался самым талантливым и успешным кризисным менеджером в мире. О нем сняты серии, написаны книги, он стал эталоном деловой непримиримости и прозорливости. Легендой!

Началось все в 1999-м, когда прошедший санацию французский концерн Renault воспользовался финансовыми трудностями японского гиганта и выкупил 44,4% акций Nissan, передав в ответ только 15% своих. По предложению тогдашнего управляющего Renault Гона был создан технический и финансовый альянс, который в апреле 2005-го Карлос и возглавил. Долг Nissan тогда составлял 20 млрд долларов!

План Карлоса Гона по развитию двух компаний был убийственно прост: сократить издержки и расширить модельный ряд. Гон уволил 20 тысяч рабочих (14%), закрыл пять убыточных заводов и распродал имущество, включая космический корабль. Сказать, что это понравилось японцам, нельзя, но итоги впечатлили. Гон удвоил прибыль, догнал загруженность мощностей до 82%, унифицировал модельный ряд, увеличил продажи на 800 тысяч машин и расплатился с долгами.

Гигант Renault — Nissan, в который в 2016-м присоединил ослабевшего Mitsubishi Motors, стал мировым лидером, продав 10,6 млн машин за год. И в нынешнем году идет с опережением графика. Супердиректора арестовали на пике успеха альянса.

Карлос требовал от подчиненных затягивать пояса, не отказывая себе в бонусах и пряниках. В 2016-м его зарплата составила 15,6 млн евро — 43 800 евро в день. Из заработанных за пять лет 85 млн он задекларировал для уплаты налогов в Японии только половину — за что теперь рискует получить 10 лет тюрьмы. Репутацию он уже потерял.

Так почему же только сейчас на Карлоса обрушилась прокуратура с подачи «внутреннего расследования», которое тайно от него провели в Nissan? Как раскопала Financial Times, неугомонный Гон планировал заключить новое соглашение по завершению слияния Renault и Nissan, против которого выступило все правление японского автопроизводителя. Владея встречными пакетами акций, Renault и Nissan все еще оставались независимыми в рамках альянса, созданного 20 лет назад. Теперь Гон задумал провести слияние, чтобы сделать партнерство «необратимым», что на взгляд японцев означало потерю их суверенитета над исконно японской компанией.

Известный экономист Фредерик Фрери объясняет недовольство Гоном еще и тем, что он систематически избавлялся от замов, как только те начинали набирать административный вес. Технологическое заимствование у японской стороны со стороны французов не компенсировалось ни перераспределением долей в доходах, ни ростом влияния японцев в управлении альянсом.

У любых заговоров есть имя. В случае с переворотом в Nissan его зовут Хирото Саикава. Французская Le Monde написала, что «ставший гендиректором компании Nissan с 1 апреля 2017 года, 65-летний Хирото Саикава решил выгнать Карлоса Гона, общего директора и создателя альянса». Именно Саикава объявил об аресте и увольнении бывшего гендиректора: «Это проблема, когда столько власти предоставлено одному человеку. Я должен сказать, что такова темная сторона эры Гона».

Французский министр экономики Брюно Ле Мэр заверил, что «первоочередной заботой Франции после ареста Гона в Токио станет стабильность Renault и укрепление альянса между Renault и его партнером Nissan». Король уже сидит, но дело его живет.