СКАНДАЛ В "ГОЛУБОМ" СЕМЕЙСТВЕ

Генеральной прокуратуре Латвии не удалось организовать уголовное преследование главного разоблачителя местных педофилов - депутата сейма Яниса Адамсонса.

Парламент страны отклонил просьбу о лишении депутатской неприкосновенности этого народного избранника. Гнев прокуратуры вызвали разоблачения, сделанные Я.Адамсонсом в период, когда он являлся руководителем парламентской следственной комиссии по "педофилгейту". "Труд" рассказывал о начале скандала. Однажды в телепередаче "Неделя" выступили двое юношей, которые поведали ошарашенным телезрителям о том, что им будто бы приходилось оказывать сексуальные услуги высоким государственным чиновникам. В те же дни некоторые газеты сообщили: им якобы известны имена этих лиц. Однако чиновников до поры до времени не называли. Лишь несколько "мелких сошек" из модельного агентства попали в поле зрения правоохранительных органов.
Тем не менее скандал набирал обороты, слухи множились. И тогда парламент создал следственную комиссию по этому делу, которую и возглавил бывший советский моряк, когда-то считавшийся одним из лучших офицеров-пограничников Союза, а ныне депутат сейма Я.Адамсонс. Комиссия тщательно изучила дело, опросила юношей, которых, по их словам, доставляли для утехи порочным сластолюбцам. Как гром среди ясного неба прозвучали слова разоблачения: к делу причастны тогдашний премьер-министр Андрис Шкеле, министр юстиции его кабинета Валдис Биркавс и некоторые другие высокопоставленные лица. Президент Вайра Вике Фрейберга дала крайне негативную оценку скандалу, опозорившему Латвию, а подозреваемые категорически отвергли свою вину.
Свидетели начали говорить о том, что на них оказывают давление. Правоохранительные органы обвинили юношей: якобы они по чьему-то наущению оговорили государственных чиновников. Такое же обвинение прозвучало и в адрес Я.Адамсонса. По "случайному" совпадению против бывшего морского пограничника началась атака с целью лишения его депутатских полномочий. В связи с тем, что пограничники входили в структуры КГБ СССР, его обвинили в штатной работе на советскую госбезопасность и под этим предлогом попытались отобрать мандат. Однако Я.Адамсонсу удалось отбиться от обвинений, и на время его оставили в покое.
Юноши, на которых стала оказывать давление прокуратура, сбежали в Россию. Официальная Рига обратилась в Москву с просьбой об их выдаче, но не нашла достаточных аргументов для такого требования. Генеральная прокуратура взялась за Я.Адамсонса и обратилась в сейм с просьбой о лишении его депутатской неприкосновенности. Бывший руководитель парламентской следственной комиссии, распущенной после завершения работы, заявил: все, о чем он говорил, разоблачая педофилов, правда. Представители общественности потребовали обнародовать засекреченные материалы следственной комиссии, но получили отказ. А сейм не согласился отдать "на съедение" разоблачителя педофилов.
О том, как трудно было депутатам решить этот вопрос, о накале споров говорят результаты голосования. За "выдачу" Я.Адамсонса голосовал 41 избранник народа, против - 47, а 5 воздержались. Правда, не все, кто выступил на стороне генеральной прокуратуры, жаждали крови. По мнению некоторых депутатов, Я.Адамсонса следовало лишить депутатской неприкосновенности, чтобы в процессе расследования уголовного дела о клевете выявилась правда: ведь подробности, материалы парламентской следственной комиссии не обнародованы. Заявления Адамсонса о причастности бывшего премьера и других лиц к скандалу - лишь его выводы. Поскольку правоохранительные органы их опровергают, все запуталось. Так и не ясно: виновны ли указанные лица или мальчики обслуживали других, а премьера "с компанией" оболгали?
Этим голосованием скандал не завершился. Из числа чиновников, обвиненных Я.Адамсонсом, на парламентскую трибуну поднялся только экс-министр юстиции В.Биркавс. Он заявил, что подаст на бывшего руководителя парламентской следственной комиссии в суд гражданский иск с требованием взыскать 100 тысяч латов компенсации за задетые честь и достоинство. По мнению В.Биркавса, решение сейма было политическим, а не правовым и приведет к отрицательным последствиям для Латвийского государства.
Генеральный прокурор Янис Майзитис заявил о том, что, возможно, обратится в Конституционный суд, чтобы оспорить решение парламента. Он по-прежнему считает, что уголовное дело в отношении Я.Адамсонса нельзя закрывать. На взгляд генерального прокурора, отказ сейма свидетельствует о конфликте между законодательной и судебной властями.
А пока заслуженная кара настигла лишь мелкого по чину любителя мальчиков. Несколько лет тюрьмы получил бывший руководитель бюро "Миссис Латвия" Айнарс Эйсакс, который не мог побороть страсть и к юным представителям "сильного пола".