06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

25 РЕГИОНОВ ВЫРЫВАЮТСЯ ИЗ НИЩЕТЫ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 23 Декабря 2000г.
Где в России самые высокие заработки? Госкомстат дает ответ: в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Здесь средняя начисленная зарплата в сентябре составляла 9414 и 9106 рублей. Это вчетверо выше среднероссийского уровня. В целом по Тюменской области - 7227 рублей. Примерно такие же заработки и в Таймырском автономном округе. Москва по этому показателю занимает среди 89 регионов лишь 16-е место (3372 рубля). А самая низкая получка - в Дагестане (чуть более тысячи в месяц).Но если посмотреть среднедушевые денежные доходы россиян, включающие и зарплату, и выплаты по ценным бумагам, и многие другие поступления в домашний кошелек, то окажется, что столица занимает первое место, подтверждая репутацию самого богатого российского города. В среднем на одного жителя в сентябре приходилось здесь 8762 рубля. Понятно, далеко не каждый москвич имеет такие деньги. Почти миллион горожан мыкается в бедности, не дотягивает до прожиточного минимума. Но есть и очень богатые, чей годовой семейный бюджет исчисляется десятками и сотнями тысяч долларов.Средние цифры все нивелируют - в масштабах города и страны. Реальные доходы в этом году растут, это известно. Однако сокращается или увеличивается разрыв между состоятельными гражданами и малоимущими? Как изменяется уровень жизни в регионах? Этим темам была посвящена наша беседа с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктором экономических наук,профессором В. БОБКОВЫМ.

- Вячеслав Николаевич, есть регионы, в которых уровень среднедушевых доходов не просто низкий, а вообще меньше прожиточного минимума. Кто там не бывал, не может представить, что это такое. Много ли в России таких территорий?
- В третьем квартале их было 16 (из 88, данных по Чечне нет). Это много, потому что и один подобный регион - уже ЧП. Но все познается в сравнении. Хотел бы обратить внимание на то, что в начале года 41 субъект Федерации находился в столь тяжелых условиях. Как видим, определенные позитивные подвижки все-таки начались. 25 регионов вырвались из нищеты. Другое дело, что трудно считать вполне благополучными и те территории (а их 50), где большинство населения в состоянии купить, скажем, только 1 или 1,5 набора прожиточного минимума (ПМ). Тоже, по сути, барахтанье в бедности. В целом по стране покупательная способность среднедушевых доходов - 1,7 ПМ. Не густо. До 1992 года этот показатель в России превышал 3,5 ПМ. То есть уровень жизни хоть и повышается после августовского (1998) обвала, но все еще вдвое ниже, чем до начала радикальных реформ.
- Не могли бы назвать хотя бы некоторые из 25 регионов, которые в нынешнем году расстались со статусом "наибеднейших" и перешли в группу более стабильных?
- Например, Волгоградская, Ленинградская, Саратовская, Омская, Воронежская, Тверская, Брянская, Псковская, Курганская и ряд других областей. Вообще-то социальные перемены в регионах протекают очень непохоже, порой кажется, будто некоторые территории все еще не могут вырваться из плена времени. Вот таблица, показывающая темпы повышения уровня жизни в областях, краях и республиках. Покупательная способность денежных доходов населения в третьем квартале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 1999-го выросла в семи республиках более чем на 30 процентов, в семнадцати - на 20-30, в тридцати восьми - на 10-20. Как видим, кто-то быстрее (Коми-Пермяцкий, Ямало-Ненецкий автономные округа, Мурманская область и другие), кто-то помедленнее, но все-таки в большинстве регионов идет движение вперед.
Однако почти четверть субъектов Федерации отстает от среднероссийских темпов, причем некоторые топчутся на месте, как бы законсервировав тяжелую ситуацию в социальной сфере. А в Ингушской, Кабардино-Балкарской республиках, Эвенкийском автономном округе, Хакасии, Краснодарском крае, Амурской и Костромской областях уровень жизни в третьем квартале вообще снизился. Покупательная способность в Ингушетии, например, уменьшилась на целых 30 процентов. Денежные доходы в расчете на душу населения составляли там в сентябре 561 рубль, а прожиточный минимум приближается к полутора тысячам.
Тревожная ситуация. Если в нынешних относительно благоприятных экономических условиях немалая часть субъектов Федерации не может встроиться в общий ритм движения вперед, то что их ждет в случае ухудшения конъюнктуры на мировом рынке? Отстающие регионы будут и ситуацию в стране тянуть назад. Резкие социальные контрасты не способствуют стабильности общества. Таким образом, задача найти механизм вовлечения этих субъектов Федерации в общий ритм приобретает не только региональное, но и государственное значение.
- Могут ли послужить примером для "отстающих" территорий наши "маяки"?
- В группе лидеров по уровню жизни семь регионов: Москва (среднедушевые денежные доходы в 5 раз выше прожиточного минимума); Ямало-Ненецкий автономный округ (денежные доходы в 4,24 раза выше ПМ); Тюменская область (3,86); Ханты-Мансийский автономный округ (3,6); Республика Коми (2,18); Мурманская область (2,1); Красноярский край (2,09). Но в каждом из перечисленных субъектов Федерации - своя специфика, свой "конек". Общее, может быть, в том, что большое внимание уделяется умелому использованию рыночных механизмов, поощряется малый и средний бизнес, предпринимательская инициатива, создаются условия для привлечения инвестиций. Эти общие принципы могут быть использованы всюду.
- Что можно сказать о расслоении в обществе по уровню доходов - уменьшается оно или еще более усиливается?
- Немного уменьшилось, если сравнить девять месяцев нынешнего года с январем - сентябрем прошлого. Но в целом уровень расслоения существенно выше, чем в 97-м или первом полугодии 98-го. За прошедшие три квартала доходы 10 процентов наиболее обеспеченного населения были в 14,3 раза больше доходов 10 процентов наименее обеспеченных граждан. Это большой разрыв. Весной 97-го аналогичный показатель составлял 12,4. А во многих развитых странах он меньше 10.
- Чем объяснить весьма странную ситуацию: в целом по стране прожиточный минимум рассчитывается с 1 января этого года по новой методике, а во всех регионах - по старинке, используя нормы, не отвечающие современным реалиям?
- Скоро с этим "беспорядком" будет покончено. Дело вот в чем. В соответствии с федеральным законом и постановлением правительства все рассчитанные по новой методике региональные потребительские корзины для основных социально-демографических групп населения должны пройти государственную экспертизу. Утверждена специальная комиссия. Естественно, на проведение экспертизы требуется время, вот субъекты Федерации и используют пока старую методику.
- Сколько регионов уже представили в комиссию расчеты по новым потребительским корзинам?
- 33. По шести из них уже вынесено положительное решение. В Коми стоимость новой потребительской корзины увеличилась на 50 процентов и составила в ценах октября 1393 рубля в месяц. Это еще не прожиточный минимум. Чтобы выйти на него, надо увеличить стоимость корзины примерно на 10 процентов, включив налоги и сборы. В Ростовской области новая корзина потянула на 1030 рублей (прежняя - 740). В Пензенской - 1005 (используемая до настоящего времени - 808). Оренбургская область - 1123 рубля (827). Московская - 1193 (887). Краснодарский край - 1072 (844). Отклонены материалы, присланные из Тамбовской и Новосибирской областей. Причина - завышение стоимости наборов. Расчеты отправлены на доработку. Остальные материалы проходят экспертизу.
- Что конкретно проверяют эксперты? Разве они, находясь в Москве, лучше местных властей знают региональные особенности?
- Дело не в том, лучше или хуже. В Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" подробно определены наборы продовольственных и непродовольственных товаров для детей до 6 лет, от 7 до 15, отдельно для мужчин трудоспособного возраста и пенсионеров, для женщин трудоспособного возраста и пенсионерок. При этом наборы непродовольственных товаров дифференцированы не только по группам населения, но и по 3 климатическим зонам (с холодным, умеренным и теплым климатом). Что касается продуктов питания, то разбивка идет по 16 зонам(!). Все это готовилось специалистами не один год. Местные условия, социально-демографические особенности полностью учтены. Точно также и наборы жилищно-коммунальных услуг составлены для различных климатических условий. В общей сложности получается 278 вариантов потребительских корзин.
- Столь тщательная, углубленная экспертиза требует немалых сил и средств. Оправданы ли затраты? Не проще было бы предоставить право утверждения прожиточного минимума властям субъектов Федерации?
- Такое право им предоставлено законом. Но когда речь о бюджетном финансировании, предварительная экспертиза необходима. От величины прожиточного минимума зависят жилищные субсидии, детские пособия, выплаты безработным. А это - немалые деньги. Причем и "детские", и пособия по безработице теперь будут переводиться в регионы из федерального бюджета. Да и при расчете других трансфертов тоже используется прожиточный минимум.
- Когда же завершится эта сложная работа?
- Думаю, в марте-апреле следующего года.
ЗА ПОРОГОМ БЕДНОСТИ
Всероссийский центр уровня жизни составил список регионов, в которых население живет наиболее тяжело. Цифры показывают, какую часть набора прожиточного минимума можно было купить в третьем квартале 2000 года на среднедушевой месячный доход. Как видно, средние доходы в этих 16 регионах ниже прожиточного минимума.
Еврейская автоном. область 0,97
Чувашская Республика 0,93
Республика Алтай 0,90
Пензенская область 0,89
Карачаево-Черкесская Республика 0,88
Республика Калмыкия 0,86
Чукотский авт. округ 0,85
Республика Тыва 0,84
Республика Марий Эл 0,83
Коми-Пермяцкий авт. округ 0,82
Республика Дагестан 0,78
Ивановская область 0,74
Читинская область 0,70
Агинский Бурятский авт. округ 0,59
Усть-Ордынский Бурятский авт. округ 0,48
Республика Ингушетия 0,37


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников