БАРИ АЛИБАСОВ: Я НЕ БОЮСЬ СРАВНЕНИЙ С "БИТЛЗ" И "АББОЙ"

В начале нового года популярная российская группа "На-на" (сейчас ее официальное название: NANA!) вновь отправляется в США, где артисты уже провели полгода, шлифуя английский язык, оттачивая вокальную технику, совершенствуя хореографическую подготовку. Что ждет группу впереди? Об этом - наш разговор с главным "нанайцем", продюсером Бари Алибасовым.

- Бари Каримович, для начала вопрос на засыпку: а чего вам, собственно, в России не хватало? Полных стадионов? Публики, готовой носить вас на руках? Кажется, все это было...
- Возможно, мой ответ прозвучит излишне пафосно-публицистично, но не хватало и не хватает в нашей стране уважения к личности, к плодам ее труда, к самой жизни человеческой. Любого из нас могут сегодня застрелить на улице, ударить трубой по голове (не обязательно музыкальной), ни за что посадить в тюрьму, послать на войну, где, чего доброго, придется сложить в чужих горах кости за ошибки политиков.
- Как-то круто вы начали...
- Потому что наболело... Меня искренне поражала психология Ельцина, готового, как и большевики, ломать устройство нашей жизни "до основанья", а затем... А затем на скорую руку возводить временное, ветхое, не пригодное для жизни жилище. Для меня десять лет правления первого президента России - это десять лет хаоса, социальной дисгармонии, криминальных разборок. Если раньше человеческие жизни отдавались за советские идеалы, то в эпоху Ельцина они отдавались уже за раздел советского имущества. Сегодня приходится порой слышать: мол, незаконно нынче покушаются на собственность российских олигархов. А на основании каких таких справедливых законов они враз получили то, что создавалось целым народом, в том числе моими отцом, матерью, которая в свои 83 года оказалась нищей?
Я знаю, как трепетно относятся к собственности, скажем, немцы, и этот трепет вполне разделяю. Если талантливый, предприимчивый род не прокутил поначалу небольшое наследство предков, а сумел за 500-600 лет неустанного труда сколотить капитал, выделиться среди конкурентов, - это одно. Но когда за пять лет 20-30-40 человек приобрели то, чем владели 250 миллионов, - такая собственность требует к себе иного отношения...
- Но это все факторы социальные, материальные, а вы ведь работает в сфере культуры...
- Хорошо, вот вам духовный фактор. Посмотрите, что за эти годы произошло с культурной жизнью страны, что сделали с кумирами нации. Перестройка началась с того, что стали крушить былых властителей дум: писателей, художников, артистов. Понесли по кочкам Сергея Бондарчука - величайшего кинорежиссера современности. Даже спортсменов стали делить на "наших" и "не наших". Я уже не говорю о политиках советской эпохи - их просто размазали, хотя среди них было немало таких, кто искренне радел о благе государства. А без пантеона кумиров мы не можем - я в этом абсолютно уверен - сполна осознать свою национальную идентичность. Сейчас вот устроили склоку вокруг гимна. Приходится слышать даже такое: зачем он вообще нужен? Да затем, чтобы знать, кто мы. Вот гимн японский. У него своя мелодия. Вот голландский. Вот занзибарский. А вот этот - русский. В нем раздольность, напевность, широта - под стать нашему народу. Как можно не понимать таких простых вещей?
Мне многое нравится сегодня из того, что делает Путин. Импонирует его бесспорный тезис о том, что каждый человек имеет право на достойную жизнь, что у нас не должно быть нищих. Нравится его установка на примирение разных социальных групп, слоев. Но размер постигшей нас катастрофы столь велик, что наладить нормальную, разумную жизнь еще не скоро удастся. В этих условиях я стал искать, скажем так, более стабильные формы существования для себя и своего коллектива.
- Честно говоря, удивительно слышать такие откровения из уст не оппозиционного политика, а удачливого представителя шоу-бизнеса. Вас-то, строго говоря, ситуация в стране не должна лично задевать. Используя вашу терминологию, "На-на" была и остается в числе кумиров, да и в материальном смысле вам грех жаловаться...
- Вы знаете, мое собственное материальное благополучие никогда не было для меня мерилом жизни. Мне больно смотреть на беспризорных детей, которых сегодня больше, чем после войны (это, увы, официальная статистика), на полуголодных людей, живущих в Заполярье, Приморье зачастую без света и тепла. Сегодня разрушаются традиционные для России формы верований, быта, способы национального мышления. Идеалы человеческой солидарности, любви, сострадания, взаимовыручки - они вырабатывались всей человеческой цивилизацией еще со времен Месопотамии, это же не сугубо советские, социалистические идеалы. И когда сегодня они приносятся в жертву криминалу, безумному и бездумному обогащению, - мне по-настоящему больно.
И все же наша поездка в Америку - это не попытка сбежать от России, от ее больных проблем. Мы всерьез надеемся завоевать международный музыкальный рынок и тем самым напомнить миру, что в нашей стране существует мощная духовная традиция, что Россия по-прежнему способна совершать духовные прорывы, а не только участвовать в криминальных разборках и бездарно проедать сырьевые ресурсы. Между нами говоря, я совсем не боюсь сравнений с группами "АББА", "Битлз" - это для меня такие же продукты музыкальной индустрии, как и, скажем, "Машина времени", "Самоцветы"... Я не считаю, что в какой-либо стране есть люди более талантливые, чем в России. К слову говоря, Дягилев однажды это уже доказал, вызвав своими парижскими сезонами долговременный интерес к русской культуре.
- Не боитесь, что "нового Дягилева" из вас может не получиться? И тут все потеряете, и там ничего не найдете?
- Вы знаете, я же прагматик и потому не привык совершать безрассудные поступки. Сначала мы решили просто съездить в Америку, посмотреть, что да как. То, что у нас получится прорваться на американский музыкальный рынок, - я в это сам поначалу не очень верил. Америка не Россия, они свой рынок защищают от иностранного вторжения так, как мы в свое время Сталинград защищали. Да и ребята мои даже языка толком не знали, не говоря уже про такие тонкие материи, как американская ментальность, психология. Но первые три месяца пребывания "нанайцев" в Америке доказали, что наша группа может стать мировой суперзвездой. Об этом мне наперебой говорили все выдающиеся мастера американской культуры, с которыми мы встречались, вместе работали. А среди них певцы, продюсеры, педагоги по вокалу, голливудские актеры... Они искренне восторгались музыкальностью, трудолюбием, обаянием "нанайцев", тем, как они быстро все схватывают: от тонкостей латиноамериканского или калифорнийского акцента в произношении - до нюансов "черного" вокала. И я всерьез поверил в наш грядущий успех.
- Когда вы надеетесь добиться признания ?
- Мы ставим себе срок в полтора года. Пока прошел только первый этап нашего знакомства с Америкой, ее культурой. Ребята получили базовые знания и навыки, необходимые для успешной работы. В течение полугода они по восемь-десять часов в сутки изучали язык. Продюсер Роджер Лав "ставил" ребятам вокальную технику. Технику "черного" вокала преподавала Стефани Спрул. Рок-вокал они изучали у Нейтона Лема. Это все крупнейшие мастера своего дела, успешные наставники, которые дали жизнь десяткам звезд мировой музыкальной индустрии. В результате этих занятий у ребят по-новому заработала голова. Американское музыкальное мышление совсем ведь иное, чем в России. И музыка у них, естественно, другая. Для Европы характерна музыка с жесткой мелодичной схемой: куплет-припев. Для американцев привычнее джазовые композиции, когда мелодия течет и меняется. Когда ребята в первый раз услышали песню "Шайни лав" ("Солнечная любовь"), написанную специально для группы "На-на", они думали, что ее не то что спеть - выучить невозможно. А сегодня с легкостью решают и не такие задачки.
- Начало - половина целого, говорили древние греки. Ну а дальше что?
- Дальше? Опыт, который ребята приобрели, уже достаточен, чтобы приступить ко второму, очень ответственному этапу нашего пребывания на американской земле - записи альбома. Нас очень часто спрашивают в эти дни: как вас принимают американцы, как проходят ваши концерты? Но мы не даем там концертов. Это по большому счету совсем не нужно.
Дело в том, что музыкальная индустрия в США и странах Европы функционирует по иным законам, нежели российская. Мы по-прежнему живем в зазеркалье. То, что для нас хорошо, для них неприемлемо. То, что для них хорошо, для нас смерть. У них за звучание на радио, ТВ артист получает огромные деньги. У нас, наоборот, артист платит за право появиться в эфире. Там криминальный бизнес, в том числе аудиопиратство, жестоко карается государством. У нас пираты производят 96 процентов всей музыкальной продукции. В этих условиях единственная возможность для российского артиста что-то заработать - это концерт. Ты стоишь, грубо говоря, на контроле и собираешь со зрителей деньги. В мировой цивилизации все обстоит с точностью до наоборот. "Спайс герлз" стали суперзвездами, не дав ни одного концерта, но заработали десятки миллионов долларов благодаря четырем песням, которые с утра до ночи звучали в эфире. Кстати, впоследствии группа развалилась после первого турне. Тамошний исполнитель, записав однажды суперхит, может жить безбедно 2-3-4 года, пока этот хит продается. Поэтому наша задача состоит отнюдь не в том, чтобы колесить по Америке с концертами. Мы должны записать такой диск, чтобы он стал суперхитом, продавался миллионными тиражами.
- Думаете, это реально?
- Мне кажется, удача придет в том случае, если нам удастся "скрестить" американскую и русскую музыкальные традиции. Вспомните: суперпопулярными становились те мелодии и ритмы, которые создавались на стыке культур. Например, американский джаз родился из сплава североевропейской музыки - ирландской, шотландской, английской - и музыки африканской. Рок-н-ролл, в свою очередь, возник на основе музыки кантри и африканской религиозной музыки. Ансамбль "Битлз" внес мощную индийскую волну в поп и рок-музыку. Группа "Чикаго" активно использовала джазовую культуру в рок-музыке. В последнее время наблюдается мощное латиноамериканское вторжение в мировую музыкальную культуру - вспомните успехи Марка Энтони, Энрике Иглесиаса, Рики Мартина, Дженифер Лопес... И только русского влияния в американской музыке до сих пор не было. Мы надеемся восполнить этот пробел. Я веду переговоры с Сашей Петренко, Павлом Есениным, Игорем Матвиенко, Леней Величковским - моими друзьями, замечательными композиторами, чтобы нам поработать вместе с американцами над созданием репертуара. Речь идет не о том, чтобы написать русскую музыку и разукрасить ее по-американски, - речь идет о совместном творчестве, о глубоком эмоциональном взаимопроникновении, когда тамошние и наши композиторы будут вместе сидеть у рояля, взаимодополняя, взаимообогащая друг друга. Только в этом случае нас будет ждать успех.
- Но ведь записать альбом, даже очень хороший, еще мало для успеха. Нужно его хорошенько "раскрутить"...
- Совершенно верно. Современная мировая индустрия (и не только музыкальная) устроена таким образом, что любой товар надо еще и "продать". Никто не сомневается в том, что "мерседес" лучше, скажем, "Оки", но все равно мы должны об этом как-то узнать. Мои ребята, уверен, совсем не хуже любых американских исполнителей, но эту информацию надо еще каким-то образом донести до потребителя. "Нанайским" проектом в Америке занимается мощная команда продюсеров, менеджеров, представляющих не только музыкальную индустрию как таковую, но и масс-медиа, кино...
- Не опасаетесь, что в этих условиях продюсер Бари Алибасов, не говорящий ни слова по-английски, группе "На-на" будет уже не очень-то и нужен?
- Я был бы только счастлив, если бы это произошло. Вы знаете, многие сделали свои первые шаги на сцене у меня - среди них Юрий Лоза, Женя Белоусов, Марина Хлебникова, Сергей Челобанов... Я участвовал в судьбе десятков, если не сотен замечательных музыкантов, администраторов, менеджеров, которые работают сегодня в шоу-бизнесе. И, заметьте, никогда не препятствовал тому, чтобы они шли в мир и самостоятельно вершили свои судьбы. Цель и смысл моей жизни - чтобы группа "На-на" стала суперзвездной в мире. А какой при этом будет моя роль - не столь уж и важно. Очевидно, что мое влияние будет значительно меньше, чем в России. Там другая среда, которую я не знаю, другие вкусы, которые мне неведомы. Но меня это совсем не тревожит. Строго говоря, меня вообще сегодня больше волнует судьба России, чем судьба музыки. Хотя музыка - одна из опор любой нации. Помнится, в 1996 году в своем обращении к народу президент США Клинтон подчеркнул, что образование и культура, в том числе, разумеется, музыка - основа национальной безопасности страны. Об особой роли музыки в жизни государства за 2 400 лет до Клинтона говорил древнегреческий философ Платон. И в этом утверждении есть глубокий смысл. Мы же обычно не помним, кто считал себя вершителем судеб Европы в эпоху Баха или Моцарта. Кто занимал пост премьер-министра Великобритании во времена "Битлз". Кто был русским царем, когда творили Глинка и Мусоргский. Боюсь, даже не все вспомнят сейчас, кто руководил нашей страной во времена расцвета Пугачевой - Брежнева, может, еще и назовут, а вот Черненко - вряд ли. Музыканты - они и есть подлинные символы нации. Чайковский - безусловно русский гений. Бетховен - гений немецкий. Бизе - гений французский. И так далее...
- Группа "На-на", скажет кто-то в случае вашего заокеанского успеха, - безусловно, американская группа...
- "На-на" была, есть и будет русской группой, как "Битлз" остается группой английской, хотя мировая популярность пришла к ней как раз после триумфальных гастролей в Америке. И "АББА" всегда будет шведской группой, несмотря на то, что по-шведски они не спели, кажется, ни одного звука. Но именно музыка "АББЫ" и фильмы Ингмара Бергмана открыли всему миру Швецию, о которой до того мало кто чего знал. Я надеюсь, что и группа "На-на" с помощью своего жизнеутверждающего искусства сможет хоть чуть-чуть приоткрыть миру талантливое и светлое лицо нашей нации.
- И последнее... Близится Новый Год. Как надеетесь встретить этот праздник?
- Впервые за многие последние годы мы встретим его не за праздничным столом, а в работе. На эту ночь намечено пять-шесть наших выступлений в самых разных местах столицы. Надо, извините, денежки зарабатывать. А в первых числах января снова отправляемся "покорять Америку". Пожелайте нам удачи...