10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧУБАЙСОВСКАЯ ПЯТИЛЕТКА...

Бедный Степан
Опубликовано 01:01 23 Декабря 2000г.
Пятилетка - этот тот срок, за который, как заявил Анатолий Чубайс, можно будет осуществить либерализацию энергетического сектора, а фактически передать в нужные руки самые прибыльные предприятия отрасли. Об истинной цели затеянной реформы ее главный идеолог, естественно, умалчивает, как не собирается афишировать и то, что намерен свою пятилетку выполнить досрочно - максимум года за два.

ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ
Анатолию Борисовичу нужно спешить, времени у него мало: приватизировать региональных производителей энергии нужно, пока они не вздорожали, то есть не увеличили свою капитализацию до реальной. Ведь сейчас она занижена, по оценкам советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова, раз в 70 (!).
Кстати, все важные вехи в новейшей истории РАО, связанные с деятельностью Чубайса, сопровождались именно снижением капитализации. Назначение Анатолия Борисовича на пост председателя правления РАО ознаменовалось 5-процентным снижением (с почти 14 млн. долларов до 13,2 всего за пять дней). А вслед за представлением концепции реформирования капитализация РТС снизилась на 28 процентов за десять дней. Еще на 20 процентов номинальная стоимость РТС упала за два дня обсуждения концепции реформы в правительстве. В результате на 15 декабря 2000 г. рыночная капитализация РАО ЕЭС составила всего 3 166 млн. долларов. Среднемировая стоимость активов в энергетике составляет более 1000 долларов на 1 кВТ, у нас - всего 64 доллара. Так что действительно нужно поторапливаться, пока не опомнились.
Глава РАО "ЕЭС России", правда, понимает, что даром - как раньше - уже ничего не получится. Потому ли и твердит о том, что не будет продавать предприятия, пока не повысится их капитализация. Естественно, Чубайс не подразумевает при этом повышение номинальной стоимости активов до ее реального уровня. Любая, самая независимая и прозрачная экспертиза, даже если она будет базироваться на международных стандартах, оценит рыночную капитализацию производителей энергии исходя из текущего притока средств. Следовательно, ее результат все равно окажется на порядок ниже фактической стоимости АО-энерго, которые в результате будут проданы крупным потребителям электроэнергии в регионах (скорее всего, по бартеру или за долги).
Эксперты считают, что все это до боли напоминает времена "большой приватизации". Что и неудивительно - ведь автор у этих двух масштабных программ один. Только теперь у Анатолия Борисовича имеется опыт проведения приватизации "под себя" (тогда все было в новинку и технологии только отрабатывались), ставка побольше (сам Чубайс назвал реорганизацию энергетики последней российской приватизацией), да и собственный интерес имеется ("большую приватизацию" он проводил в основном в интересах "того парня"). А вот время... Время поджимает.
ГОД ПЕРВЫЙ
Чубайс вынашивал свою реформу почти девять месяцев - с марта по декабрь. За это время он успел убедить почти всех, по крайней мере, в необходимости реформирования отрасли. В результате 15 декабря правительство в общем одобрило концепцию реорганизации энергетики и РАО "ЕЭС" и постановило, что необходимо срочно создавать конкурентный рынок энергоресурсов.
Этого председателю правления энергохолдинга явно недостаточно, но главное - это положить начало, а дальше путем уступок, обещаний и ловкого лавирования можно добиться своего и в мелочах.
На создание параллельного рынка электроэнергии для платежеспособных клиентов Чубайс отводит 2001 год - это и будет первый этап реогранизации РАО. За это время, по словам Чубайса, должны быть созданы условия для генерирующих компаний. Глава энергохолдинга, правда, старается не вдаваться в подробности и не афиширует, что за созданием конкурентного рынка последует распад единой энергосистемы на две неравные составляющие.
В первой окажутся экспортно ориентированные предприятия и современные электростанции (потенциально интересные инвесторам "кусочки"). Ко второй отойдут бюджетные (читай: неплатежеспособные) потребители и изношенные производители электроэнергии. Вся кредиторская задолженность РАО (только долги энергохолдинга за газ составляют 70 млрд. рублей), конечно же, останется во втором сегменте рынка.
Схема подобной "реструктуризации" не нова - ее наглядно продемонстрировали после дефолта многие ныне преуспевающие банки. Не раз нечто подобное происходило и в производственной сфере.
ГОД ВТОРОЙ
Дальше тоже все известно: первая группа предприятий быстренько (до начала масштабных инвестиций) поменяет хозяина и скорее всего перейдет в руки дружественных руководству РАО всяческих ЗАО, ОАО и промышленных групп. Вторая же группа (убыточная) "повиснет" на шее государства, то есть косвенно и на шеях рядовых потребителей электроэнергии. Вот вам и второй этап реформирования, который должен завершиться к концу 2002 года.
К этому моменту все нужные предприятия уже должны перейти в "нужные руки". Распродажа производителей электроэнергии в рамках реформы не исключает полной монополизации линий передачи и сбыта электроэнергии. Напротив, реорганизация, по сути, подразумевает замену государственного регулирования энергетики на монопольно-коммерческое.
Года на второй этап должно хватить. На более долгий период Анатолий Борисович не рискует растягивать процесс, поскольку за два ближайших года Владимир Путин может вполне успеть построить государственный капитализм и закрутить гайки, да и само влияние Чубайса на президента - вещь нестойкая и ненадежная. Даже если ему удастся "пробиться" в олигархи, это еще ничего не гарантирует. Вспомним хотя бы приснопамятного Бориса Березовского или Владимира Гусинского.
Третий этап (2003-2005 годы), по Чубайсу, предполагает дальнейшее развитие конкурентного рынка электроэнергии, привлечение инвестиций и совершенствование структуры корпоративного управления в России.
Но это уже совсем другая история...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников