АЛЮМИНИЕВЫЕ "ВОЛГИ" -СЕГОДНЯ УЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Неизвестно, когда ГАЗовские легковушки станут алюминиевыми. Но может быть, этот момент и настанет. Дело в том, что крупнейшим акционером ГАЗа стала Инвестиционно-промышленная группа "Сибал". Подробности - ниже.

Несмотря на то, что импортные автомобили престижных марок и моделей идут нарасхват в крупных городах, большинство жителей России по-прежнему ездит на отечественных машинах. Как ни крути, они лучше приспособлены к плохим дорогам, некачественному топливу, практически полному отсутствию сервиса, обеспечены запчастями до мелочей. Наконец, дешевы. Иномарки облагаются совершенно немыслимыми налогами. Даже если импортные модели будут продаваться по отпускной цене заводов-изготовителей, наши "одноклассники" в любом случае окажутся дешевле. Потому что намного дешевле их производство.
Если до августа 1998 года отечественные автозаводы находились в состоянии глубокой стагнации, затоваривания торговых площадок, то сейчас практически вся продукция находит спрос. Итоги года: произведено более миллиона автомобилей, в первую очередь - на Горьковском и Волжском автозаводах (90 процентов общего числа). Это бесспорные лидеры автобизнеса России. Понятно, что такое количество автомобилей "забугорной" сборки невозможно импортировать. За наполнение рынка по-прежнему отвечают отечественные автогиганты. По-прежнему как ВАЗ, так и ГАЗ продают больше всего "классики". Архаичная внешность, задний привод, низкофорсированный двигатель - все это нам знакомо... Но у этих двух автозаводов есть целая армия покупателей-"консерваторов", которые при покупке нового автомобиля не ищут альтернатив, а выбирают знакомую марку. Покупатели другого сорта - "новаторы". Это те, кто проникся достоинствами "импорта", в активе которого, как правило, быстрый ход, комфорт, большое количество опций, экономичность и долговечность. Они считают, что старый Mercedes или BMW, пусть и дороже "Волги", со всех сторон лучше. Однако, если бы "Волга" не уступала по потребительским свойствам "мерседесу" и была бы при этом дешевле - спорно, что "мерседес" был бы вне конкуренции.
"Новаторы" тянутся к новым, перспективным моделям. К тем, которые могут поспорить на дороге с иномарками. Как, например, "Волга" ГАЗ-3110 в комплектации "111" - с 406-м двигателем мощностью 150 л.с. И этот автомобиль стоит сегодня около 10 тысяч долларов. Немного найдется "импорта" с таким набором рабочих качеств по столь низкой цене. Это, как правило, или автомобили более низкого класса, или подержанные. "Новаторов", как показывает практика, большинство. С огромным интересом восприняли все российские автолюбители появление новой "Волги" модели 3111. Это будет совсем другая "Волга" - автомобиль нового тысячелетия.
В 2001 год ГАЗ вступает не только с новой моделью, но и с новым руководством, чей подход к делу в корне отличается от принятого раньше. Как недавно стало известно, среди акционеров Нижегородского автогиганта появился новый. Им стала Инвестиционнно-промышленная группа "Сибал" ("Сибирский алюминий"). Да каким партнером! ИПГ сразу приобрела крупнейший пакет акций! А на днях пришло сообщение, что по решению собрания акционеров новым генеральным директором ОАО ГАЗ стал Виктор Беляев - в недавнем прошлом одна из ключевых фигур на КамАЗе. Николай Пугин (он не раз демонстрировал свой патриотизм по отношению к "родному" заводу) остался в бизнесе: сегодня он занимает должность президента ГАЗа. Отношения с руководством "Сибала" по-прежнему дружеские.
Представляем стороны. "Сибирскому алюминию" принадлежит половина металлургического бизнеса компании "Русский алюминий" - второго в мире производителя "крылатого металла" и продукции из него. ГАЗ - одно из самых крупных российских предприятий, известное всем - от мала до велика.
Теперь некоторые подробности. Не столь давно именно "Сибал" инвестировал часть фондов в ПАЗ (предприятие все той же Нижегородской области, выпускающее автобусы), который балансировал на грани краха. "Сибирский алюминий" вытащил предприятие из глубокого кризиса, вложив в него несколько миллионов долларов. Теперь завод испытывает подъем, продукция пользуется спросом, перспективы (и тактические, и стратегические) - самые радужные. Во всяком случае, ныне завод выпускает в три раза больше автобусов, чем до прихода "Сибала". Этот факт, согласитесь, говорит о многом!
Конечно, ПАЗ можно сравнивать с ГАЗом с некоторой натяжкой: объемы производства Нижегородского предприятия больше в 37 раз! Но "Сибал", судя по всему, готов к трудностям
Группа идет по пути "новой экономической политики". Новизна - в отказе от ведения хозяйства методами советских бюрократов - с волокитой и "переводом стрелок". Стиль топ-менеджеров ИПГ - централизация и "прозрачность" финансовых потоков, материально-технической базы, взаимосвязь производства и социальной сферы, соблюдение запланированного бюджета.
По мнению руководства "Сибала", ГАЗу жизненно необходим на сегодняшний день самый тщательный аудит, порядок в финансовых документах, инвентаризация производственных мощностей и других резервов. Также важно реорганизовать дилерскую сеть, продающую нижегородские машины, избавить завод из многочисленных "прилипал", "накручивающих" цены.
Недавно руководству автозавода из-за конфликта с партнерами пришлось остановить на три дня конвейер. Мера оказалась действенной. Конвейер заработал в установленный срок. Это еще раз подтвердило, что новое руководство намерено проводить жесткую политику вывода завода из кризиса.
Зачем "Сибалу" понадобился ГАЗ? Это один из ключевых вопросов в данной истории. Тот, который волнует всех тех, кто знаком с ходом событий. Делать вид, что коммерсанты "Сибирского алюминия" не заинтересованы в прибыли, которую можно получить от партнерства с ГАЗом, - нечестно. Да, как и любые другие бизнесмены, "сибиряки" хотят хорошо зарабатывать. Но сейчас ГАЗ не приносит прибыли - одни убытки. Успех предприятия - в будущем. Не будет ложным утверждение, что ими движет желание, чтобы вся страна пересела с "шестисотых" и "Запорожцев" на "Волги" - удобные, скоростные, надежные. Одним словом, на НАШИ. Россия достойна того, чтобы на ее заводах выпускались приличные автомобили.
К тому же ГАЗ фактически кормит Нижегородскую область. Чуть ли не все рабочие места в этом районе "завязаны" на автозавод. Местные предприятия в большинстве своем являются партнерами ГАЗа. Но не стоит пугаться того, что в автомобильную промышленность привлекаются инвестиции структур, не имеющих, казалось бы, никакого отношения к автостроению. Так делается не только у нас - во всем мире. За рубежом никто не впадает в панику, даже если контрольный пакет акций предприятия выкупается иностранным концерном (так было, например, с английским "Ровером", перешедшим к германской БМВ, чешской "Шкодой", теперь принадлежащей германскому же "Фольксвагену", другими компаниями). Мы же имеем дело с тем явлением, когда сильный помогает слабому. В данном случае российский "Сибал" - отечественному "ГАЗу". Это нормально.